Десантный корабль "Минск" вернулся из Похода Памяти

Корабль шел под вымпелом командира дивизии надводных кораблей контр-адмирала Игоря Белоглазова. Провожал "Минск" под марш "Прощание славянки" весь личный состав включая серого кота, сошедшего с борта перед отданием швартовых. Командующий БФ адмирал Владимир Валуев напомнил, что экипажу выпала честь продолжить "Вахту памяти", проводимую в стране в честь воинов, погибших в годы войны.

В поход отправились 13 участников Великой Отечественной войны из Калининграда и Санкт-Петербурга и 12 ветеранов Вооруженных сил. Первоначально предполагалось пригласить вдвое больше участников войны, но не всем позволило здоровье: не каждый молодой и здоровый человек стойко переносит морскую качку, а средний возраст боевых ветеранов - 84 года. Самому молодому участнику войны, торпедному катернику, - 76 лет, подводнику со стажем - 89.

Среди убеленных сединами ветеранов были моряки надводного и подводного флота, летчики морской авиации, морские пехотинцы, военные врачи, блокадники Ленинграда. Все они были в парадной форме, мундиры увешаны орденами и медалями. Ни тяжесть наград, ни груз лет не мешали им держать военную выправку. Не забыт за долгие годы и устав. "Матросам без головного убора на верхней палубе находиться запрещено", - заметил один ветеран другому, пожилому матросу в форме с орденами, с непокрытой головой поднявшемуся на палубу.
В море памятников не ставят, места гибели кораблей наносят на карты. Но немало кораблей, самолетов, подводных лодок безвестно канули в лету. Воинской славы и памяти достойны все, независимо от того, известно ли место гибели. Министр обороны 30 лет назад определил места отдания воинских почестей на Балтике. Их девять: три - в Балтийском море, четыре - в Финском заливе, два - в Рижском заливе. "Не скажут ни камень, ни крест, где легли во славу вы русского флага", - исполнял оркестр мелодию при опускании за борт венков и цветов. Молебны в местах гибели балтийцев проводил игумен Софроний, настоятель Свято-Георгиевского морского собора, расположенного в Балтийске.

Первая остановка - на параллели маяка Лиепаяс-Бака. Поздний вечер. На море штиль. Венок, живые красные гвоздики ложатся на воду в память обо всех, кто погиб в этих краях. Один из них - дважды Герой Советского Союза командир авиаполка Нельсон Степанян. Поднявшись по тревоге в воздух, наши авиаторы нанесли удар по кораблям противника, но два вражеских самолета зажали в клещи машину героя.

Вторая остановка - у шведского острова Борнхольм. Погода посвежела. На борту появились птички - трясогузки, овсянки. В шеренге ветеранов очень сосредоточен был полковник в летной форме. Среди большого количества наград у него на груди выделялись четыре ордена Красного Знамени. Владимиру Тихомирову - 86 лет. Лично сбил 11 вражеских самолетов, два самолета сбил в групповых боях.

- Я закончил войну 8 мая в районе Борнхольма, - рассказывает полковник Тихомиров. - На наше требование сложить оружие, переданное немцам накануне, фашистский гарнизон не отвечал. Мы получили приказ уничтожить немцев. Взлетели днем всей дивизией, разбомбили все, что смогли, и без потерь вернулись к месту базирования. Утром 9 мая один экипаж вылетел на воздушную разведку и не вернулся. Там был мой друг. Я склоняю голову перед его светлой памятью и памятью всех балтийцев, погибших у берегов Швеции.

Третья остановка - посередине линии, соединяющей маяки Таран и Розеве. Здесь в конце войны подводная лодка под командованием Александра Маринеско уничтожила немецкий транспорт "Вильгельм Густлов". Церемонию памяти в честь моряков, погибших в районе крепости города Пиллау (нынешний Балтийск), проводили по укороченному плану. Ночью разыгрался шторм, все, что не было прикреплено, двигалось по полу, даже металлические шкафы. Корабль качало как пробку, и, чтобы никого не смыло за борт, решили ветеранов на палубу не выпускать. Но непогода не мешала им общаться друг с другом и командой, вспоминать былые бои.

- Я начал воевать с конца 44-го, - вспоминает Виталий Перепелкин, боцман бронированного морского охотника за подводными лодками. - Нам поставили задачу сопровождать суда с железой рудой из Швеции в Ленинград. Предупредили, если погибнет хоть одно судно из десяти - головы командиру не сносить. По меркам военного времени допускалась гибель каждого двадцатого судна. Мы благополучно провели более 70 судов. Пришлось участвовать и в боевой операции. Под Усть-Лугой мы заметили вражескую подлодку. Стали ее бомбить, на помощь подлетели самолеты. Лодку уничтожили. За успешное выполнение задания дивизион был награжден орденом Красной Звезды. Потом нас перевели в Балтийск. Последняя потеря боевых друзей произошла у меня на глазах 2 июля 1945 года. Торпедный катер, выходя из канала, подорвался на мине. Погибли 17 человек. 12 лет назад погибшим катерникам установили памятник.

...Закончен поход. За кормой остались 504 мили. Под звуки духового оркестра личный состав кораблей Балтийской базы встречает БДК "Минск". Ветераны войны заметно устали, но держатся бодро.

Участников событий Великой Отечественной с каждым годом становится все меньше, - говорит генерал-майор авиации Виктор Степанов. - Поэтому их надо беречь, чаще организовывать встречи с молодежью в школах, институтах, воинских частях. Постоянное внимание к их прошлому, забота о сегодняшних нуждах позволяют заслуженным людям держаться на плаву. А кроме того, живые свидетели и участники мешают усиливающемуся забвению истории войны, героизма и мужества дедов и отцов. Пока живы ветераны, новоявленным политикам сложнее будет переписать, заново "переосмыслить" историю, принизив тем самым подвиг нашего народа.

Кстати

В годы войны воины-балтийцы уничтожили 581 боевой корабль противника, в том числе 2 линкора, 3 крейсера, 16 эсминцев, 12 подводных лодок, 624 транспорта, 2318 самолетов,  поставили более 16 тысяч мин.

Потери Балтийского флота составили 283 боевых корабля, в том числе 46 подлодок, линкор, 17 эсминцев и лидеров, 86 катеров, 80 тральщиков,  87 вспомогательных судов.

Балтийцы потеряли в годы войны  почти 60 тысяч человек. Более 80 тысяч отважных воинов награждены правительственными наградами, 174 стали Героями Советского Союза, четверо - дважды Героями, 23 корабля удостоены звания "гвардейских".