- Вы это поняли, Александр Викторович?
- Как мне представляется, да, хотя, чтобы понять целый народ и жизни не хватит.
- Тем не менее у нас с вами вроде как прощальное интервью...
- Начинают прощаться, когда выходит указ Президента об отзыве посла. Такого указа пока нет. В свою очередь, оформление на эту должность занимает иногда до шести месяцев. Если я шесть месяцев уже буду куда-то собираться, а приезжающий, в свою очередь, полгода адаптироваться - то когда работать будем?
- И что конкретно посольство сделало для простых людей, граждан Беларуси и России, интересы которых должны отстаивать и политики, и дипломаты?
- Я думаю, нам есть что сказать. Но в первую очередь, учитывая, что мы ведем разговор в канун 60-летия Победы, наверное, будет уместно с этого и начать. Не было для посольства более важной задачи в последнее время, чем внимание к ветеранам, к солдатам Великой Отечественной. Мы вручили более двух с половиной тысяч медалей, в том числе "За отвагу", "За доблестный труд в Великую Отечественную войну", а также памятных медалей "300 лет Санкт-Петербургу" белорусам и россиянам - и тем, кто совершал ратные подвиги, и тем, кто доблестно трудился в тылу, и тем, кто был блокадниками. Старались вручать награды, как и положено, в торжественной обстановке, организовать для ветеранов достойный стол. Ездили практически во все белорусские города, районы и даже в деревни. Эта большая работа продолжается и сейчас - идет награждение медалями к 60-летию Победы граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают в Беларуси. А их более тысячи человек.
Все это стараемся организовать так, чтобы ветераны вспоминали как праздник, - собираемся в отеле "Минск", снимаем кинотеатр "Центральный", где показываем исторические фильмы - все это в рамках одной конференции. Плюс ко всему за счет программы по поддержке соотечественников и ветеранов мы выделяем для них путевки в белорусские дома отдыха и санатории.
Оказываем материальную помощь и на лечение, и на какие-то другие нужды.
Сегодня можно подвести итоги еще одного важнейшего направления программы "Соотечественники": за прошедшие два с половиной года Россия передала Беларуси около полумиллиона книг. Можете себе представить - это целый железнодорожный состав! Мы не так часто об этом говорим, но я думаю, что те люди, с которыми мы общаемся, которые получают учебную литературу, методические пособия для преподавания русского языка, истории, детскую литературу, сознают всю значимость этого дара.
Следующий большой блок работы - непосредственно с организациями соотечественников. Среди них такие объединения как "Русское общество", "Русь", татаро-башкирский фонд "Чишма", община чувашей "Атал", дагестанское общество "Очаг". Большая работа ведется в поддержку русского языка.
- А в чем она проявляется? В Беларуси его поддерживать-то и не надо!
- Да, то, что русский язык здесь имеет статус государственного наравне с белорусским, я оцениваю как одно из самых больших достижений Беларуси в гуманитарной и социальной сфере. Я это высоко ценю, и мы сделаем все, чтобы русский язык оставался родным для белорусов, потому что это мощный стимул для поддержания общения России и Беларуси, это очень серьезный содействующий стимул в развитии бизнеса, а также любых - межпарламентских, международных, человеческих связей. Это во многом обеспечивает близость наших стран.
- Многие белорусско-российские проекты реализованы с вашим участием. Исходя из собственного опыта, какие направления сотрудничества вы назвали бы наиболее динамичными и востребованными?
- Отношения между нашими странами настолько многогранны и спектр их так велик, что вычленить в качестве главного что-то одно очень трудно. Вот, скажем, инновационные вещи, связанные с технологиями, научными разработками. Наше сотрудничество в области вычислительной техники, машиностроения, на мой взгляд, очень перспективно. Дело в том, что развитие высоких технологий, сложного машиностроения - это рабочие места. Во-вторых, это реализация интеллектуального потенциала страны. Эти потенциалы у нас всегда были достаточно высоки. И то, что сейчас они востребованы, я считаю самым лучшим признаком того, что и Россия, и Беларусь сегодня становятся на ноги и укрепляются именно как суверенные государства.
- В своей работе вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуациями, когда отсутствие равенства прав граждан приводило к проблемным коллизиям, например, в том, что касается пенсионного обеспечения, медицинской помощи... И люди наверняка приходят к вам на прием за помощью. Что вы думаете об этом?
- Лозунг - россияне в Беларуси не иностранцы, а белорусы - в России - мощнейший стимул к развитию союзного строительства. Если быть объективным, то определенные результаты в создании реального равноправия уже есть. Мы не имеем ни пограничного, ни таможенного контроля. Мы просто к этому привыкли, но, согласитесь, что это огромное достижение по сравнению с другими странами СНГ. Сегодня не без проблем, но решается вопрос обучения. Любой россиянин может приехать в Беларусь и на общих основаниях поступить в любой вуз, и наоборот, любой белорус может приехать на учебу в РФ. Что касается устройства на работу, остаются, конечно, еще проблемы, связанные с регистрацией, но после выполнения несложных формальных процедур люди могут свободно работать. С медицинским обеспечением проблема сложнее. Вот сейчас в Беларуси вышло распоряжение о том, что все государственные учреждения должны оказывать медицинскую помощь россиянам бесплатно. Правда, в жизни не всегда так получается.
- Как, на ваш взгляд, можно добиться того, чтобы союзные программы реально работали и приносили пользу обеим странам?
- Во-первых, должен быть достойным союзный бюджет. Но нарастить его - это все-таки полдела. Нужно посмотреть, получаем ли мы запланированный экономический и социальный эффект от этих программ. Профинансировав программу, в итоге неплохо бы спросить у ее исполнителей: а есть ли, например, две тысячи новых рабочих мест, появился ли конкурентоспособный телевизор или дизель? И если нет, тогда давайте разберемся, почему.
И еще один очень важный момент - союзная собственность. Мы выделяем в союзный бюджет достаточно много денег, которые не хочется бросать на ветер. Нужно определить понятие союзной собственности, как она формируется, и что с ней может происходить в случае цивилизованного или нецивилизованного развода. Потом определенная собственность приносит доходы. Куда они должны идти - либо в союзный бюджет, либо в бюджеты наших государств. И тут никто не собирается на кого-то давить, но надо договариваться.