21.04.2005 03:10
    Поделиться

    Кудрин и Греф о долговой политике на 2006-2008 годы

    Так, экономист Герман Греф и финансист Алексей Кудрин разошлись недавно в вопросах о цене отсечения (стоимости барреля нефти, при превышении которой все доходы бюджета должны направляться в Стабфонд. - "РГ"), финансировании инвестиционных проектов и создании свободных экономических зон.

    Сегодня и Кудрин, и Греф в очередной раз будут приводить аргументы в защиту собственных позиций в проведении долговой политики. Предложения главного финансового ведомства по долговой политике на 2006 - 2008 годы, похоже, кардинально разошлись с представлениями экономического ведомства. Так, минэкономразвития "считает принципиально неправильным положения о целесообразности отказа от привлечения новых займов международных финансовых организаций". Ведомство Кудрина тем не менее доказывает, что направлением долговой политики является не отказ, а минимальное привлечение новых кредитов МФО и ускорение погашения имеющихся обязательств.

    Несмотря на то что предложение о досрочном погашении долга Парижскому клубу с дисконтом главному финансовому ведомству так и не прошло, Кудрин надеется на то, что в ближайшее время с кредиторами все же удастся договориться. Правда, похоже, о дисконте никто уже и не вспоминает, объясняя, что досрочное погашение всего клубного долга по номинальной стоимости позволит ежегодно сокращать расходы федерального бюджета на обслуживание этого долга в размере 2,5 миллиарда долларов. "Высвобождающиеся средства будут направляться на социальные и другие цели", - благородно отмечает главный финансист. Впрочем, есть и другая сторона вопроса. Кудрин надеется на то, что ускоренное погашение клубного долга наконец укрепит позиции страны как полноправного члена "восьмерки", в том числе и в сфере финансово-экономического взаимодействия. Правда, у членов финансовой "семерки" мнение на этот счет совершенно однозначное, и председательствование России в G-8 никак не приблизит приставной стул российского финансиста к общему столу обсуждений.

    Не удалось главному экономисту убедить своего несговорчивого коллегу финансиста и в отсутствии негативных последствий для федерального бюджета и макроэкономической ситуации в случае предоставления дополнительных госгарантий Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. На аргументы, выдвигаемые Грефом, о возможности досрочного погашения ипотечных кредитов у Кудрина есть свой ответ. "Невозможно рассчитывать на досрочное погашение и уменьшение сроков погашения ипотечных кредитов, поскольку практика досрочного погашения кредитов сформирована в условиях повышения реальных доходов населения, повышения цен на недвижимость, падения процентных ставок на рынке. При возможном изменении макроэкономической ситуации поведение заемщиков будет диаметрально противоположным", - разъясняет Кудрин в письме правительству.

    Сегодня же кабинету министров предстоит обсудить еще одно творение их финансового коллеги Алексея Кудрина. Главный финансист представит и среднесрочный финансовый план, рассчитанный на основе утвержденных сценарных условий министерства экономического развития. Несмотря на показательную выволочку, устроенную министром финансов правительству, когда он представил основные проектировки бюджета-2006, в которых не было предусмотрено удвоения пенсий и повышения денежного довольствия военнослужащих, и уж тем более средств на создание инвестиционного фонда, нынешние показатели трехлетнего финансового плана частично все же включают необходимость увеличения социальных расходов. В отличие от параметров федеральных бюджетов предыдущих лет, проектировки ожидаемой оценки исполнения главного финансового документа на 2005 - 2008 годы обеспечивают покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда, который в 2006 году составит 73 миллиарда рублей, в 2007-м - 72 - 79 миллиардов и в 2008-м - 154 - 157 миллиардов рублей.

    Правда, инвестрасходы ведомство Кудрина так и не спешит увеличивать. "В состав инвестиционных средств включены расходы федерального бюджета, направляемые на ФЦП (за исключением текущих расходов по ФЦП развития Татарстана и Башкортостана, а также судебной системы на 2002 - 2006 годы) и государственную поддержку малого предпринимательства", - говорится в документе. Всего на эти цели минфин готов пожертвовать 368,2 миллиарда рублей. Но, по разным экспертным оценкам, на предполагаемые инвестиционные расходы не хватает от 100 до 300 миллиардов рублей.

    Поделиться