Никита Сергеевич хотел, говорят, чтобы этот фильм стал режиссерским кинодебютом Олега Меньшикова. Но популярный актер был занят театральными проектами. В итоге режиссером картины стал Филипп Янковский.
Михалков шел на большой риск. Филипп снял пока только один фильм, а до этого был известен исключительно как создатель рекламных роликов. Но на премьере он заявил: "Филиппом я остался очень доволен".
Борис Акунин не сразу примирился с выбором режиссера. При этом в работе над фильмом он принимал самое непосредственное участие. Одним из условий писателя было исполнение главной роли Олегом Меньшиковым.
Сам Михалков сыграл второго после Фандорина главного персонажа - руководителя антитеррористического ведомства Пожарского.
Михалков не снимался десять лет. И тут такая роль, к которой нужно было отнестись серьезно. Своей игрой, по мнению критиков, Михалков затмил других актеров: везде одинаково симпатичного Олега Табакова и на этот раз "пластикового" Олега Меньшикова.
Помимо Меньшикова, Михалкова и Табакова в фильме заняты Константин Хабенский, Мария Миронова, Оксана Фандера, Владимир Машков, Александр Стриженов и Федор Бондарчук.
На роль возлюбленной Фандорина была приглашена молодая и популярная актриса Оксана Акиньшина ("Сестры", "В движении"). Однако, к всеобщему удивлению, девушка просто не приехала на первый съемочный день. В итоге ее заменили на молодую питерскую актрису Эмилию Спивак.
Однако наиболее яркая женская роль у жены Филиппа Янковского - Оксаны Фандеры, которая сыграла террористку Иглу. Оксана согласилась ответить на вопросы корреспондента "РГ".
Российская газета | Как по-вашему, чем руководствовался Никита Михалков, предложив вашему мужу стать режиссером этого фильма?
Оксана Фандера | Филиппа пригласил Никита Михалков сам для разговора после фильма "В движении", который ему понравился, предложил снять "Статского советника".
РГ | А где сейчас Филипп - его телефон недоступен?
Фандера | В движении.
РГ | Если муж режиссер, то сам Бог велел отдать его жене самую заманчивую женскую роль...
Фандера | Этот вопрос мне задают все журналисты. Я прочитала сценарий и сказала, что хочу сыграть роль террористки. Я очень захотела сыграть эту роль, но от желания до исполнения роли был долгий путь. Филипп сомневался. Потом были сделаны фотопробы, образ стал вырисовываться. И меня утвердили.
РГ | Чем именно вас привлекла роль Иглы?
Фандера | "Сухая Барышня-переросток с бескровными чертами благородных кровей, в революции таких много - это цитата из книги Акунина. Я загорелась. Поняла, что смогу это сыграть.
РГ | То есть вы поставили перед собой задачу сломать стереотип красавицы, к которому привыкли и режиссеры, и зрители?
Фандера | Я себя таковой не чувствую. Мне неудобно даже так себя представлять. У настоящей актрисы изнутри что-то должно прорываться. Не надо к моим словам относиться как к кокетству. Я не знаю актрис, которым нравятся декоративные роли. Я не исключение. Я с этим клише боролась с самого начала.
РГ | Но ведь вы победительница конкурса красоты "Московская красавица-88", и вам не дали первое место по той причине, что вы были не москвичкой, а накануне конкурса приехали в столицу из Одессы?
Фандера | Я шла по Крымскому мосту, увидела очередь, которая состояла из девочек и их мам. Очередь двигалась, я, хохоча, попала вовнутрь, и меня закрутило, затянуло. Я прошла отборочные конкурсы и дошла до финиша.
РГ | Но конкурс стал трамплином?
Фандера | Я от этого подарка судьбы отказалась. Я уже поработала демонстратором одежды. Профессия манекенщицы для меня была исчерпана.
РГ | А как вы оказались в кино?
Фандера | Мои фотографии увидел одесский режиссер и пригласил сняться в фильме "Утреннее шоссе" с Родионом Нахапетовым.
РГ | Кто ваши родители?
Фандера | Папа - артист, его нет в живых, он был сложный человек, мама с ним развелась, когда мне было три года, а сестре четыре. У него была одна роль. Его самый первый фильм был "Цыган". Он долго работал в Драматическом театре, а потом уехал в Хабаровск. Мама, преподаватель искусствоведения, отказалась с ним ехать и развелась.
РГ | Где вы познакомились с Филиппом?
Фандера | На дне рождения.
РГ | А на семью времени хватает?
Фандера | Хватает. Хотя параллельно со съемками в "Статском советнике" я играла в спектакле по пьесе Владимира Сорокина "Свадебное путешествие". Очень помогают бабушка и дедушка.
РГ | У вас с ними добрые отношения? В прессе писали, что вы чуть не развелись, а бабушка с дедушкой отлучены от внуков.
Фандера | Ну, во-первых, дети уже взрослые: Ване 14 лет, Лизе - 10... В моей записной книжке телефоны и свекра, и свекрови записаны под словом "родители".
РГ | Понравился Олегу Янковскому фильм его сына?
Фандера | У Олега Ивановича был спектакль "Чайка" в этот вечер, и он был в театре, а свекровь меня искренне поздравила.
РГ | Как оценили дети?
Фандера | Дети в восторге. Ваня сказал, что будет всем друзьям говорить, чтобы они посмотрели фильм "Статский советник". Если старшее поколение смотрит на игру актеров, то молодежь оценивает по-другому - как фильм сделан, какой сюжет.
РГ | А почему вы их назвали Лизой и Ваней?
Фандера | А так получилось. Как увидела глаза, личико дочери, так и назвала Лизой, а Ваню - в честь отца Олега Ивановича...
РГ | Как вы относитесь к произведениям Бориса Акунина?
Фандера | Акунин - это явление в нашей литературе. Я все читаю, что он написал. Это первый человек, который знает, что такое стилизация.
РГ | Как вам работалось с партнером Константином Хабенским?
Фандера | Он мой друг. Это вторая картина, где мы с ним сыграли вместе. Первая наша совместная работа "В движении".
РГ | Говорят, что Никита Михалков активно вмешивался в съемки и даже сам выстраивал сцены, отчего некоторые эпизоды напоминают "Сибирский цирюльник"...
Фандера | Это неправда. Михалков - фантастический артист. Он не вмешивался в процесс. Все было на съемочной площадке отдано в руки Филиппа. Организация была идеальной благодаря студии "ТриТэ".
РГ | Но почему Филипп на премьере молчал, а Михалков раздавал интервью?
Фандера | Потому что Филипп все сказал этим фильмом.
РГ | Филипп начинал как актер еще в "Зеркале" Андрея Тарковского?
Фандера | Ему тогда было 6 лет. У него в "Зеркале" была главная детская роль. Потом он учился в институте МХАТа на курсе Олега Табакова. Играл во МХАТе с год. Но поскольку хотел заниматься и режиссурой, то поступил еще и во ВГИК, к Владимиру Наумову. Таким образом, у него два образования. Но он не хотел размениваться и выбрал режиссуру, хотя продолжал сниматься в кино.
РГ | Потом он стал вместе с Бондарчуком, Хлебородовым снимать клипы. Зачем ему это понадобилось?
Фандера | У нас была молодая семья. Был ребенок. Ждали второго. Надо было зарабатывать деньги. Начинающие режиссеры "набивали руку".
РГ | "Олег Иванович человек старшего поколения, того поколения, когда нужно было попасть в штат театра, а дальше государство думало за тебя. Теперь нужно думать самому. Торговать вагонами с железом быстрее, чем снимать кино. Но время снимать кино придет", - говорил когда-то Филипп, снимая клипы... И вот мечта его осуществилась. А ваша мечта?
Фандера | Поехать к морю.
РГ | А как вы оцениваете фильм "Полеты во сне и наяву", где снялись ваши свекровь и свекор?
Фандера | Это мой самый любимый фильм. Олег Янковский - харизматический актер. Ему всегда есть, что сказать. Он актер мирового класса. Хотя для актеров в кино всегда больше содержательных ролей, чем для актрис.
РГ | Над чем вы сейчас работаете?
Фандера | Сейчас идет озвучение четырехсерийного фильма для Первого канала "Казароза". Я играю певицу, в которую был влюблен Мандельштам. Это психологический детектив, в котором снялись Галкин, Спиваковский, Крюкова, Большова.
Кстати
Произведениями русского писателя Акунина заинтересовался голливудский режиссер Пол Верховен, известный по картинам "Основной инстинкт", "Вспомнить все", "Звездный десант". Верховен выкупил права на две книги о приключениях Эраста Фандорина - "Азазель" и "Смерть Ахиллеса". Верховен обещал Акунину вложить в картину 40 млн. долларов, ходят слухи, что в главной женской роли выступит Анджелина Джоли.