22.04.2005 03:20
    Рубрика:

    Правительство приняло трехлетний финансовый план

    Правительство одобрило трехлетний финансовый план

    Хотя поводов для оптимизма было немного. Главный финансист призывал ориентировать бюджетную политику на снижение цен на нефть. Мотивировка проста: за последние 10 лет, включая 2004 год, средняя цена на российскую нефть составила 22 доллара за баррель. "Сегодня на фоне очень высоких цен на нефть (в этом году 39 долларов за баррель, по прогнозу в ближайшие три года - 33-34 доллара за баррель) мы должны понимать, что находимся в пике нефтяных цен и всю бюджетную политику должны строить под их снижение", - пытался растревожить коллег министр финансов. Поэтому в отличие от пика нефтяных цен в 2004-2005 годах, когда бюджет существенно вырос по доходам, в том числе зачисляемым в Стабилизационный фонд, в 2006-2008 годах правительству придется рассчитывать на более умеренные доходы, часть которых также будет зачисляться в Стабфонд.

    Кудрин не стал лукавить и честно признался, что при повышении мировых цен на нефть по сравнению с плановыми показателями, заложенными в сценарных условиях развития российской экономики с 34 долларов за баррель до 39-40, правительству может не хватить инструментов для сдерживания инфляции. "Правда, это уже задача для дальнейшей работы", - отметил главный финансист. Но несмотря ни на что, министр финансов по-прежнему уверен, что в плановые показатели роста цен в 2005 году, в 8,5-10 процентов, правительству удастся уложиться. Другое дело - какой ценой. "Я не исключаю, что придется использовать весь инструментарий для достижения этих показателей, включая дополнительное укрепление рубля", - заявил Кудрин. То есть либо увеличение инфляции, либо укрепившийся рубль. Но и то, и другое, судя по всему, вряд ли порадует россиян. В общем, для российской экономики все плохо - и хорошие новости, и плохие, и высокие цены на нефть, и низкие, и инфляция, и укрепление рубля.

    В следующем году доходы федерального бюджета прогнозируются в размере 4 триллионов 94 миллиардов рублей, расходы - 3 триллиона 689 миллиардов рублей, профицит - 404,9 миллиарда рублей. Непроцентные расходы составят 3 триллиона 462 миллиарда. Вместе с тем Кудрин заметил, что в последующие годы доходы федерального бюджета будут снижаться из-за более умеренных цен на нефть и соответствующей налоговой политики правительства. Если в 2005 году доходы ожидаются на уровне 20,4 процента ВВП, то в 2006 году - уже 17,8 процента. Однако уже в 2008 году доходы могут вновь немного увеличиться по сравнению с 2007 годом. Судя по всему, в ближайшей перспективе будет сокращаться и профицит федерального бюджета - к 2008 году "до половины процента, и это во многом обусловлено тем, что больше средств будет направляться на расходы". В 2006 году на инвестиции из федерального бюджета будет выделено 315 миллиардов рублей, а "доля зарплат в расходах бюджета уже в этом году достигнет 22,1 процента". Кроме того, по словам главного финансиста, правительство намерено ежегодно увеличивать объем финансовой помощи, направляемой регионам.

    Стройный доклад министра финансов, который практически выдержал все договоренности, достигнутые на бюджетной комиссии, вызвал повышенный интерес экономического советника президента Андрея Илларионова. Яблоком раздора, по сути, стал рост непроцентных расходов. Экономист попытался уличить финансиста в том, что непроцентные расходы федерального бюджета в последние годы растут со значительным опережением роста ВВП, что говорит не просто об ослаблении бюджетной политики, а об ухудшении финансовой ситуации в стране и разрушении экономической стабильности, которая создавалась в предшествующие годы. Такой вывод Илларионов сделал после того, как Кудрин привел данные минфина об отношении расходов к базе, за которую взяты непроцентные расходы в 1997 году. "Прирост непроцентных расходов в 2005 году по отношению к 2004 году составит 31%, в то время как рост ВВП в этом году в реальном выражении лишь немногим превысит 4%, - заметил Илларионов, продолжив с цифрами в руках искать правду. - Это показывает, насколько несопоставим прирост реальной экономики с приростом непроцентных расходов в реальном измерении". По его словам, эта тенденция сохранится до 2008 года, причем непроцентные расходы федерального бюджета будут расти быстрее, чем доходы. Это означает, подчеркнул экономист, что к 2008 году планируется дефицит бюджета. "К таким показателям мы придем через несколько лет, если будем следовать тенденциям, которые предлагает правительство", - пытался предупредить экономист. Но приводимые цифры лишь возмутили премьер-министра Михаила Фрадкова.

    - Андрей Николаевич несколько свободно обращается с цифрами, - недовольно сказал глава правительства, отметив, что не совсем корректно сравнивать расходы с предыдущими годами, поскольку правильно сравнивать по отношению к ВВП.

    В той системе координат, в которой считает Фрадков, тенденции роста непроцентных расходов к ВВП практически не наблюдается. Премьер стал приводить официальные данные, согласно которым резкий рост непроцентных расходов наблюдался в 2001 году - с 10,9 до 12,6% ВВП, в 2002 году - до 13,9% ВВП. В 2003 году непроцентные расходы составляли 13,4% ВВП, в 2004 году - 12,9% ВВП, в 2005 году - 13,6% ВВП, в 2006 году - ожидается на уровне 13,7% ВВП. "Это данные, которые характеризуют не увеличение доли непроцентных расходов в ВВП", - жестко заметил Фрадков. "Необходима корректная база для анализа", - устыдил он экономиста.

    Несколько позднее в ходе заседания правительства в дискуссию о динамике непроцентных расходов федерального бюджета включились вице-премьер Александр Жуков и министр экономического развития и торговли Герман Греф. По словам Жукова, в течение 2006-2008 годов непроцентные расходы будут поддерживаться на уровне примерно в 15% ВВП. "И в этом смысле никакого серьезного роста непроцентных расходов нет", - сказал он, заметив, что эта доля будет меняться при росте ВВП и заложенных темпах инфляции. Греф, в свою очередь, высказал скорее примирительную позицию. По его мнению, такая разница в изменении непроцентных расходов в случае расчета, как доля ВВП и отношение к расходам за предыдущий период, объясняется технической ошибкой. "Не может быть ошибка более чем в 2 раза, здесь, видимо, закралась техническая ошибка", - подсказал министр.

    - Что будет с бюджетом развития? - поинтересовался министр регионального развития Владимир Яковлев.

    Федеральный бюджет на 2006 год будет предусматривать увеличение расходов государства на развитие инфраструктуры, сговорчиво заметил Кудрин. "Точные объемы этого увеличения будут определены на следующем этапе подготовки бюджета", - разъяснил он, заметив, что эти расходы необходимы и целесообразны. Но при этом минфин не предусматривает расходов на какие-либо крупные проекты, не относящиеся к категории инфраструктур, поскольку это было бы вмешательством государства в сферу бизнеса.

    Вопросов к финансисту было немало. Многие хотели узнать, сколько достанется подведомственной им отрасли в следующем году. "Объясните, почему в финансовом плане в условиях сокращения населения повышаются акцизы на табак и алкоголь, расходы на сельское хозяйство значительно снижаются, в то время как расходы на нужды МВД увеличиваются на 10 процентных пунктов", - обратился к главе минфина представитель Счетной палаты Александр Назаров. "Я не могу запомнить все вопросы с голоса...", - начал было отвечать Кудрин, но его прервал премьер-министр Михаил Фрадков. "Я эту информацию сегодня снимаю, предлагаю ее рассмотреть потом. Причем постановку вопроса воспринимаю как некий индикатор при дальнейшей работе", - сообщил премьер.

    - Я удовлетворен докладом министра финансов, особенно в той части, где подмечено, что экономика - это организм достаточно сложный, для нормальной жизнедеятельности которого все должно быть сбалансировано и органично, - подвел итог дискуссии Фрадков. "Иногда создается впечатление, что у нас нет этого баланса - то голова утонет, то хвост где-то увязнет, - отметил премьер. - Поиск баланса и компромисса - это наука на грани искусства".