Амнистия? Почему бы нет
Виктор Ивантер,
академик, директор Института прогнозирования народного хозяйства РАН:
- Меры по амнистии капиталов, которые предложены в Послании, уже давно обсуждались экспертным сообществом, да и всем обществом. Их принятие, на мой взгляд, не ухудшит инвестиционный климат в России. Другое дело, насколько они его улучшат.
Предполагаю, что объемы возвращенного капитала будут очень низкими. Первая причина в том, что основная часть вывезенного не на банковских счетах находится, а в каких-то системах вложения. И если они вложены в недвижимость, то свои деньги собственник может и не вернуть при продаже. А вторая проблема связана с нарушением валютного законодательства. Да, ввоз валюты будет безопасен, коль скоро объявлена амнистия. Но ведь многие, скажем так, фигуранты отлично понимают, что ими заинтересуются соответствующие органы, не только финансовые. Но в принципиальном плане такая постановка проблемы очень правильная и будет способствовать тому, что вывоз капиталов из России замедлится. А заодно и развеет миф, что мы получим миллиарды долларов из-за рубежа.
Что касается налоговых органов, то я согласен, что они должны проводить свои проверки грамотно, не требовать лишнего.
Государству нечего делать в карманах граждан
Леонид Григорьев,
президент фонда "Институт энергетики и финансов":
- Суть экономического блока Послания президента состоит в том, что "государству нечего делать в карманах исправных налогоплательщиков".
Надо признать, что инициативы президента стали реакцией на то, что в последние полтора-два года на фоне "дела "ЮКОСа" давление на бизнес стало нарастать по многим направлениям. И бизнес "возопил". Президент дал импульс к тому, чтобы остановить этот тревожный процесс. Об этом свидетельствуют его слова о том, что налоговые органы должны уделять главное внимание текущим проверкам, а не сосредотачиваться на событиях переходного периода, когда мало кто был "налоговым ангелом". Подчеркну, что я всегда был сторонником налоговой амнистии не столько для крупного бизнеса, который защищен своими деньгами и влиянием, сколько для мелкого и среднего. Крайне важно освободить массового "мелкого нарушителя" от состояния страха перед налоговыми органами, сказать ему: "Старые дела забыты, работайте и платите налоги".
Говоря о будущем эффекте от предложенных мер, надо не забывать, что Россия традиционно экспортирует капиталы, так как не всегда им находится применение внутри страны. И потому дело не в том, чтобы сократить отток капитала. И задача не в возврате денег - это произойдет само собой. В России необходимо развитие банковского сектора, рынка корпоративных облигаций, закладных по жилищному строительству. Иначе говоря, нужно добиться, чтобы внутренние накопления были инвестированы внутри страны. Стоит создать для этого условия - и капиталы потянутся назад в Россию. Тогда будут и позитивные плоды от фактической налоговой амнистии и других крайне важных и необходимых мер, инициированных президентом.
Зарплате приказано подрасти
Евгений Гонтмахер,
научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций:
- На мой взгляд, очень позитивный момент, что президент так много внимания уделил зарплате бюджетников. Конечно, можно поспорить по цифрам. С моей точки зрения, рост реальной заработной платы на 50 процентов за три года - не такая уж значимая величина. Правда, президент сказал, что это минимальная планка.
Но самое важное здесь все-таки не в конкретных цифрах, их всегда можно подкорректировать. Главное, определены точные и правильные подходы - рост зарплат должен проходить на фоне реформирования социальной сферы и межбюджетных отношений.
Кроме того, президент сказал, что надо очень аккуратно заниматься реформами в социальной сфере. Здесь я вижу косвенную реакцию на то, что произошло с заменой льгот на денежные выплаты. В будущих, безусловно, необратимых преобразованиях в здравоохранении и образовании акцент сделан на то, что все эти услуги должны быть доступны даже для самых малообеспеченных и социально слабо защищенных людей. Это очень важный момент.
К сожалению, в Послании я не нашел реакции президента на два очень важных, на мой взгляд, момента.
Первый - это экономическая ситуация в стране. Темпы роста снижаются, по-прежнему преобладает сырьевая направленность экономики, инфляция достаточно высокая и, к сожалению, мало контролируемая. Если ничего не изменится, то все наши социальные проекты и устремления будут серьезно обесценены. Второй момент - это административная реформа. Президент лишь косвенно дал ей оценку, сказав, что чиновники сегодня часто преследуют личные цели, а не общественные и государственные. Мне казалось, ситуация требует более жесткой политической оценки. Тем более что в начале Послания президент, по сути, признал, что эффективное государство в России пока так и не создано.