После этого станет понятно, в какой степени будет облегчено давление на бизнес. Пока же предприниматели не очень довольны законопроектом, подготовленным минфином. По их мнению, договоренности, достигнутые между властью и бизнесом, не выполняются.
Точку в споре бизнеса и власти поставил президент, который заявил в послании Федеральному собранию, что фискальные органы не вправе терроризировать бизнес, многократно возвращаясь к одним и тем же проверкам. Налоговые органы должны работать ритмично, своевременно реагировать на нарушения законности и при этом главное внимание уделять проверкам текущего периода времени, сказал Владимир Путин. "Фискальные органы ни в коем случае не должны проходить мимо нарушений закона. Вместе с тем, - подчеркнул президент, - должны быть найдены такие формы погашения налоговых, но не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик".
Итак, уже в четверг правительство обсудит поправки в налоговое законодательство, касающееся НДС. Напомним, что бюджетная комиссия приняла решение о том, что ставка налога останется без изменений - 18 процентов, а для льготных категорий товаров -10 процентов, по крайней мере, в ближайшее время. Многие эксперты говорят о том, что снижение ставки не окажет существенного влияния на улучшение инвестиционного климата, тогда как бюджет потеряет значительные суммы. По словам зампреда бюджетного комитета Андрея Макарова, последнее снижение НДС дало такой результат: минус 100 миллиардов у государства, положительный эффект - ноль.
Хотя, отметим, идея снизить ставку НДС, может быть, не до 13 процентов, а на 2-3 процента, не была полностью отвергнута. По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, от двух разных ставок нужно уходить. Это причина огромного количества злоупотреблений, неравных условий конкуренции. Согласно данным исследования, проведенного минэкономразвития, эффективная ставка НДС в торговле составляет от шести до семи процентных пунктов. Поэтому большинство товаров продается как товары со льготной ставкой налогообложения. В частности, практически все консервы реализуются как детское питание по льготной ставке НДС. Изменить это положение можно только за счет унификации и снижения налоговой ставки. Однако пока решено оставить налоговую ставку без изменений. По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, это решение связано с тем, что налог на добавленную стоимость как косвенный налог для бизнеса, может быть, является наименее важным. Но это справедливо только в том случае, если он правильно администрируется.
И здесь очень важно, считает Шаталов, чтобы были ликвидированы те барьеры, которые сегодня существуют. Предлагается, в частности, ускорить возмещение НДС при капвложениях. Сейчас суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком, не могут быть предъявлены к зачету или возмещению немедленно. Этот момент откладывается до того времени, когда соответствующие средства будут введены в эксплуатацию. Часто время ожидания растягивается на несколько лет. А поскольку эти средства не возмещаются налогоплательщику, это правило превращается в своего рода налог на инвестиции.
Вторая проблема - это возмещение НДС экспортерам. Решить ее предлагается за счет введения с 2007 года уведомительного порядка возмещения НДС по экспорту.
Выступая недавно на парламентских слушаниях по налогам, Герман Греф сказал, что эта мера направлена на поддержку экспорта. Сегодня, чтобы получить возмещение по НДС, нужно ждать полгода, а то и год. На это компании реагируют однозначно: уводят из России целый ряд производств нетрадиционных товаров. Обсуждалось введение заявительного порядка возмещения НДС уже со следующего года, но из-за большого количества злоупотреблений с этим налогом решили выделить год на усиление администрирования в этой области. В прошлом году Федеральная налоговая служба отказала налогоплательщикам в возмещении НДС на сумму 85 миллиардов рублей. По словам Шаталова, переход на заявительный порядок возмещения НДС значительно увеличивает риски и "эта сумма из 85 миллиардов может превратиться во что-то значительно большее, что даже сейчас трудно поддается оценке".
А вот дополнительные амортизационные премии за инвестиции будут введены уже с 2006 года. Амортизационная премия - это ускоренная дополнительная амортизация. То есть еще до того как начнется основная амортизация, налогоплательщик получит возможность отнести на расходы и соответственно уменьшить налоговую базу на часть стоимости приобретенного оборудования - 10 процентов.
Минфин подготовил еще два предложения, которые также будут рассмотрены на заседании правительства. Это более либеральные правила отнесения на расходы затрат, связанных с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, и еще ряд норм, связанных, в частности, с переносом убытка на будущее.
Можно предположить, что меры, предложенные минфином, на заседании кабинета министров не вызовут особых споров, большинство из них уже предварительно согласованы, бизнес также высказался в поддержку этих мер. Гораздо менее гладко идет обсуждение второй части налогового пакета, касающегося налогового администрирования. Напомним, что эти проблемы будут обсуждаться 5 мая.
14 апреля министр финансов Алексей Кудрин встречался с предпринимателями для обсуждения законопроекта по улучшению налогового администрирования, подготовленного министерством финансов. После встречи многие предприниматели высказали недовольство тем, что договоренности, озвученные на встрече с президентом, не выполняются.
Минфину и предпринимателям не удалось договориться об ограничении перечня оснований для проведения повторных налоговых проверок. Также не выработано компромиссного решения касательно перечня документов, которые налоговики вправе затребовать у предпринимателей при камеральной проверке. Правда, уже удалось согласовать сроки проведения выездных проверок: территориальная налоговая инспекция имеет право устанавливать такой срок в течение двух месяцев, но если этого не хватает, управление субъекта Федерации может продлить срок выездной проверки на четыре месяца. В исключительных случаях руководитель ФНС может продлить срок проверки еще на четыре месяца.