26.04.2005 04:00
    Рубрика:

    Госсовет обсудил перспективы доступного жилья

    Президиум Госсовета обсудил меры по обеспечению граждан России доступным жильем

    - Юрий Павлович, президент России на президиуме Госсовета отметил, что "масштабная жилищная реформа, ключевая задача которой - формирование в России рынка доступного жилья, пробуксовывает, и с этим надо что-то делать". Чем, на ваш взгляд, вызвана "пробуксовка" с проведением президиума Госсовета по данной проблематике, ведь заседание неоднократно переносилось?

    - Действительно, первая дата проведения президиума по этой теме была назначена на прошлогодние ноябрь-декабрь. Затем был перенос на март, наконец, на апрель текущего года. На мой взгляд, это связано с тем большим объемом документов, который необходимо проработать и осмыслить. Равно как и многочисленные предложения, внесенные в рабочую группу, сильно разнившиеся, иногда диаметрально противоположные.

    Первоначально представленный на обсуждение рабочей группы доклад более чем наполовину отличается от того варианта, который был в итоге внесен в президиум Госсовета.

    И еще. Только что вступили в силу Жилищный и Градостроительный кодексы. Нужно было с учетом первых шагов по реализации этих документов выносить взвешенные, подсказанные первой практикой решения. Ведь даже после принятия известного пакета жилищных законов продолжают поступать предложения по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы.

    Не берусь говорить обо всех заинтересованных сторонах. Что касается нашего агентства, то, конечно же, мы не удовлетворены теми возможностями, которые есть у Росстроя. Как в объеме финансовых средств, так и в идеологии реализуемых Росстроем в качестве государственного заказчика федеральных целевых программ. Эта мысль присутствовала в докладе руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимира Аверченко и других выступлениях на президиуме Госсовета.

    В общем-то один из главных споров в рабочей группе как раз касался вопроса: то ли идти по пути разработки новых программ, то ли вносить изменения в существующие. И мы очень рады, что решение найдено. Будут вноситься изменения в уже существующие программы. В частности, в подпрограммы ФЦП "Жилище" в части приоритетного развития инженерной инфраструктуры, подготовки площадок под застройку (о чем я неоднократно уже говорил на страницах "Российской бизнес-газеты") и параллельно может начаться разработка новой программы по инженерной инфраструктуре. Этот аспект состоявшегося разговора, по-моему, очень важен. Сегодня, увы, неразвитость инженерных коммуникаций, их плачевное состояние и дефицит мощностей выступает одним из сильных тормозящих факторов на пути застройщика.

    - Какое конкретное наполнение получило президентское "надо что-то делать" в ходе обсуждения?

    - Можно выделить четыре направления действий, обозначенных на президиуме Госсовета. Во-первых, надо остановить безудержный рост цен на жилье, в разы опережающий темпы инфляции. Посудите сами. Общая потребность в жилье составляет более полутора миллиардов квадратных метров. Много это или мало? 55 процентов всего наличного жилого фонда страны. Иными словами, предстоит построить почти столько, сколько было введено до наших дней. Платежеспособный спрос на жилье, в том числе с привлечением кредитов, оценивается в 25 процентов от общей потребности. Надо бы расширять эту долю, делать ее более весомой и ощутимой. А цены на жилье подскочили за год на 26 с лишним процентов. Динамика, объективно ничем не подкрепленная. Себестоимость квадратного метра и так вдвое ниже его цены на рынке.

    Отсюда вытекает вторая задача. Надо строить быстрее и больше, чтобы создать конкурентоспособную среду, естественно сдерживающую рост цен и стимулирующую их снижение.

    Сейчас положение дел на рынке жилья характеризуется следующим образом. Основной спрос населения сконцентрирован в секторе приобретения готового жилья на первичном или вторичном рынках. Около 75 процентов всех семей хотят решать жилищную проблему путем приобретения или строительства жилья. При этом 20,6 процента желают приобрести жилье на первичном, 30,3 - на вторичном рынке. 49,1 процента готовы рассмотреть приобретение жилья как на том, так и на другом.

    Однако в структуре предложения на первичном рынке доля готового жилья составляет лишь 10 процентов. Подрядчики ориентируются на продажу жилья еще на стадии строительства, перенося тем самым риски на население.

    По обеспеченности жильем мы в 2-3 раза отстали от Евросоюза и США. Чтобы поправить положение, необходимо в 2006 году ввести 52,5 миллиона, в 2008 - 66,5, в 2010 - 80,5, в 2019 - 145,5 миллиона квадратных метров. Для сравнения, за 2004 год введен 41 миллион квадратных метров жилья.

    - В-третьих, наверное, последует развитие ипотечного кредитования?

    - Совершенно верно. Хотя, честно говоря, и строителям, и коммунальщикам безразлично, из какого источника осуществляется финансирование. Лишь бы деньги шли в отрасль. И побольше.

    Что касается ипотеки, то определенные основания для оптимизма есть. Президент России считает, что к 2010 году должно быть не меньше миллиона таких кредитов, дешевых и долгосрочных для населения. Проникнутся ли Центробанк и все банковское сообщество необходимостью своего деятельного участия в крупнейшем национальном проекте? Пока выделено 46 тысяч ипотечных кредитов. Капля в море.

    Нельзя сбрасывать со счетов и возможности корпоративного строительства. Есть бизнес-структуры, которые при желании могли бы помочь своим работникам улучшить жилищные условия.

    В-четвертых, и это подтвердили руководители регионов, власть не снимает с себя заботы о жилье для малообеспеченных семей.

    - С октября муниципалитеты будут предоставлять участки под строительство только через открытые аукционы. Идея ясна: оградить конкуренцию от приоритета любимчиков местной власти, так называемых локальных монополий. Но найдутся ли желающие возводить жилье в чистом поле?

    ны массовой застройки в большинстве случаев могут рассчитывать только на неосвоенные территории. А домам-то, как и людям, нужно место жительства - доступное и комфортное. Стало быть, надо, прежде чем выставлять площадки под застройку на аукцион, подвести к ним дороги, обеспечить надежное электро-, тепло-, водоснабжение, канализацию, связь и т. п. Тогда привлекательность и соответственно цена участков будут выше. Вырученные средства можно снова пустить в тот же оборот, и так до бесконечности.

    Мы понимаем, что процессу необходим импульс. Агентство располагает определенными средствами, чтобы в софинансировании с регионами и органами местного самоуправления запустить такой механизм. В ряде городов и поселков он уже действует. Дело за инициативой и "узакониванием" предлагаемой практики.

    По мнению нашего агентства, необходимо принять новую редакцию программы "Жилище" с целью ее актуализации и повышения результативности исполнения. В первую очередь планировать финансирование мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства (в том числе подготовку земельных участков) и повышение доступности ипотечных кредитов, также рассмотреть возможность компенсации части стоимости ипотечных кредитов для отдельных категорий граждан (молодые семьи), на модернизацию жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Разработать и включить в ее состав подпрограммы "Подготовка земельных участков для строительства жилья", "Село ХХI века".

    Пакет жилищных законов принят, но не полностью. Важно ускорить подготовку и рассмотрение проекта закона "О ссудосберкассах" с учетом опыта зарубежных стран с переходной рыночной экономикой, внесенного в 2000 году в Госдуму, а также в целях обеспечения государственно-частного партнерства в вопросах модернизации коммунального комплекса в установленном порядке ускорить представление в Госдуму проектов федеральных законов "О финансовом оздоровлении организаций жилищно-коммунального хозяйства" и "О концессионных соглашениях в коммунальном комплексе".

    - Юрий Павлович, мы затронули далеко не полный круг вопросов, но главный из них - ни одна ветвь власти, ни одно ведомство будут не в состоянии по отдельности решать задачи, вытекающие из национального проекта, учитывая его крупномасштабность и многоплановость, переплетение различных интересов. Не в этом ли суть создания Национального совета по жилищным вопросам?

    - Идея создания такого совета, можно сказать, витала в воздухе. Я был в составе рабочей группы, готовившей предыдущее заседание Госсовета по вопросам ЖКХ, состоявшееся в мае 2001 года. И тогда эта мысль тоже присутствовала. Межрегиональная общественная организация работников ЖКХ, руководителем которой я был, также в начале 2000-х заявляла о необходимости создания Совета при президенте по вопросам ЖКХ, потому что нет более значимых вопросов, которые бы затрагивали одновременно все население страны. Нет других вопросов, которые бы чаще поступали от населения в органы власти всех уровней. Именно поэтому за жилищно-коммунальными проблемами необходимо было признать статус общенациональных, требующих общего внимания и концентрации усилий под личным контролем главы государства.

    При создании Национального совета речь идет не о консолидации финансов, а о консолидации всех уровней власти с точки зрения как законодательных, так и исполнительных и контрольных действий, а также рассмотрения новых инициатив. Очевидно, что по своему характеру заявленный совет не будет похож на те, что уже действуют при президенте. Окончательно его функции и порядок работы еще предстоит определить.