Совсем недавно в минэкономразвития он рассказывал чиновникам ведомства Грефа о том, что именно на них возлагается ответственность за реформы, назвав минэкономразвития интеллектуальным ядром и тем самым усилив роль главного экономиста в правительстве. Очевидно, что подобное перетягивание одеяла не могло пройти незамеченным для министра финансов Алексея Кудрина. Ведь фактически экономический блок разделился идеологически. Но, с другой стороны, главный финансист в сложившейся ситуации решил в одиночку отстаивать свою точку зрения. Собственно, у него невольно появилась возможность публично отказаться от персональной ответственности, к примеру, за рост инфляции.
Расширенная коллегия стала хорошим поводом для того, чтобы также публично напомнить главному финансисту, что именно снижением инфляции и должно заниматься ведомство Кудрина. "Я просил бы минфин рассматривать эту задачу как первоочередную", - заметил Фрадков. По его словам, зачастую на уровень инфляции оказывают негативное влияние решения местных органов власти по вопросам финансирования ЖКХ, образования, здравоохранения, тарифов на транспорт. "В итоге инфляция, являющаяся результатом таких простых решений, съедает доходы граждан", - разъяснил он, твердо заметив, что минфин должен занять ответственную принципиальную позицию по этому вопросу.
Впрочем, это было не единственное откровенное пожелание главы правительства. Кудрину досталось ответственности ничуть не меньше, чем его коллеге по экономическому блоку Герману Грефу. "Ожидания в правительстве от работы минфина очень высокие, по сути мы рассматриваем министерство как точку опоры для обеспечения баланса экономической политики", - видимо, с высокой долей иронии заметил глава правительства. Чтобы глава финансового ведомства понял, что означает точка опоры, премьер решил разъяснить техническими терминами: "Роль минфина соответствует некоему центру тяжести, правильное положение которого определяет устойчивость и надежность всей конструкции".
После таких слов главному финансисту ничего не оставалось, как продемонстрировать правильное положение своего ведомства и проводимой им экономической политики. А чтобы конструкция была еще более устойчивой, Кудрин опирался на Послание президента Федеральному Собранию, в котором к чиновникам были обращены "жесткие, но справедливые слова" о том, что они представляют собой замкнутую и зачастую надменную касту и воспринимают госслужбу как одну из разновидностей бизнеса. "Нужно эти слова отнести ко всем нам. Это горько, но справедливо", - покаялся министр финансов. То же самое, по его мнению, относится и к заявлению президента об имеющих место нарушениях прав предпринимателей, в том числе в ходе налоговых проверок. "Это относится и к нашему - финансовому и налоговому блоку", - начав покаяние, в том же духе продолжил Кудрин.
Впрочем, Кудрин не только ставил диагноз проделанной правительством работе и своему ведомству. Он предложил и методы исцеления.
К примеру, минфин предлагает отказаться от планов по досбору или обеспечению повышенной собираемости налогов для Федеральной налоговой службы (ФНС), поскольку основная функция службы Анатолия Сердюкова - контролирующая. ФНС отныне не будет беспокоить предпринимателей, да и главу ведомства, в составе которого находится ФНС, а сосредоточится на текущих налоговых проверках.
Несмотря на то, что главный финансист на последнем заседании кабинета министров представил согласованный трехлетний финансовый план, вчера он все же еще раз предупредил об опасности наращивания расходов федерального бюджета, которое к настоящему времени достигло предельного уровня. Он напомнил, что в 2004-2005 годах происходит рост непроцентных расходов федерального бюджета, та же тенденция сохранится при переходе к 2006 году. "Прирост расходов в реальном выражении является достаточно высоким, в 2005 году - на 25% в реальном выражении, потом прирост уже не столь значительный, - заметил Кудрин. - Уже есть звоночки, на которые необходимо обратить внимание". В ближайшие три года доходы будут прирастать меньшими темпами, чем расходы. В случае же если цены на нефть снизятся до 28 долларов за баррель, в 2006 году надо будет потратить на 125 миллиардов рублей меньше по сравнению с запланированным, в 2008 году - уже на 243 миллиарда рублей меньше. Таким образом, резюмировал министр, обязательства, которые власти страны нарастят в ближайшие три года, превысят возможности по доходам, если не трогать дополнительные доходы от нефти.
Кудрин предупредил, что в 2005 году, с точки зрения доходов, год будет особенным, в том числе с учетом мобилизации налоговой задолженности от крупных предприятий. "Но это не должно расхолаживать, в 2006 году, учитывая снижение цен на нефть, мы должны быть готовы к снижению доходов и соответственно расходов, - подчеркнул он. - Больше тратить от нефтяных цен мы себе позволить не можем".
В этой связи главный финансист вновь решил вспомнить о налоге на добавленную стоимость, за снижение которого и выступал премьер-министр, и слегка уколол главу кабинета министров, заметив, что НДС менее всего зависит от цен на нефть и соответственно "трогать его надо в последнюю очередь".
В общем, у министра финансов нашлось немало аргументов для пугающих зарисовок. Наверное, поэтому внимательно слушавший из первого ряда Кудрина Герман Греф понял все и заговорил о больном.
С трудом подбирая слова то ли от волнения, то ли проникшись важностью и скандальностью момента, Греф, выполняя роль интеллектуального ядра, заметил, что ключевой задачей правительства на 2005 год должна стать реализация реформ, многие из которых недофинансированы. "Те реформы, которые планируется провести, требуют больших финансовых затрат", -сказал он, видимо, намекнув на скупость финансиста в увеличении инвестиционных расходов. Сейчас социальные реформы по сравнению с развитыми странами существенно недофинансированы, исключение, по его словам, составляют лишь оборонные расходы. Но при этом главный экономист решил поддержать идею Кудрина в отношении осторожного наращивания непроцентных расходов бюджета, объяснив, что экстенсивное наращивание этих расходов в последние годы было малоэффективным. Судя по всему, поэтому уровень инвестиционных расходов, направленных на проведение реформ и строительство инфраструктуры, по-прежнему низок. Министр подчеркнул, что, не вкладывая деньги в инфраструктуру, государство не получит частные инвестиции для развития бизнеса. Вместе с тем государство ни в коем случае не должно инвестировать в бизнес, так как это приведет к нарушению конкуренции. Таким образом, по словам Грефа, текущий год является важным для создания частногосударственного партнерства.
Но Греф не мог промолчать и не сказать о главном поводе для разногласий в тандеме экономистов. "Сейчас много говорится о создании инновационной экономики в России, однако соответствующие меры не принимаются", - заметил Греф.
В частности, пока не созданы фонды, как в других государствах. Важно принять принципиальное решение, а "вопрос источников финансирования - вторичный", уверенно сказал экономист, отметив, что соответствующие средства для создания фонда можно "отыскать и в бюджете". При этом Кудрин слишком строго посмотрел на своего коллегу по экономическому блоку и быстро написал ему записку. Греф прочел и покраснел. Видимо, ему стало стыдно за сказанное во всеуслышание. Чувства экономиста смешались, и он решил заявить, что, несмотря на разногласия с минфином по поводу объемов государственных инвестиций, считает Кудрина соратником. А соратники, как известно, всегда договорятся.