Между тем, как утверждает премьер, проблема замещения выпадающих доходов (а в последние годы постепенно "урезали" и подоходный налог, и НДС, и ЕСН) все еще остается. Налоговые новации, способные стимулировать налогоплательщика, все еще только разрабатываются, зато среди самих налогоплательщиков появились настоящие виртуозы по уходу от их уплаты. С другой стороны, как заметил премьер, ожидаемый результат по сбору налогов во многом зависит от бизнеса, от того, найдут ли финансисты и налоговики с ним общий язык.
В "налоговом разделе" отчетного доклада Кудрина большую часть тоже занимали те самые поправки - меры по совершенствованию налогового администрирования, которые и будут рассматриваться на заседании правительства. После президентского Послания, где чиновникам довольно сильно досталось, Кудрин пришел к выводу, что необходимо подготовить нормативные акты, которые ограничили бы чиновный произвол и бесконтрольность. А потому предложенные на этот раз поправки в НК сильно отличаются от первоначального варианта, поскольку достаточно жестко регламентируют деятельность налоговых служб при проверках. А ведь именно бесконечность проверок, возможность в очередной раз проверять фирму, не дожидаясь результатов предыдущей ревизии, неопределенное количество документов, которое мог истребовать налоговик, и вызывали протест бизнеса. Учитывая, что помимо Налогового кодекса ФНС пользуется и большим количеством внутренних документов, министр вписал в свой доклад предложение разработать Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. К тому же Кудрин предлагает создать специальные подразделения в налоговой службе, которые будут рассматривать возражения на акты проверок, надеясь добиться таким образом объективности. Кроме того, все дополнительные начисления по результатам выездных проверок могут происходить только с санкций вышестоящих органов.
Кудрин заметил также, что следует подумать и о реструктуризации больших долгов, чтобы не разорять фирму, а дать ей возможность спокойно расплатиться.
Правда, все эти предложения минфина пока не более чем заявления о намерениях, поскольку им придется пройти через правительство, чтобы обрести форму законопроекта, и затем еще Думу и Совет Федерации, где могут появиться существенные поправки.
Несмотря на заявления Кудрина и его команды о скорейшем завершении налоговой реформы, в 2005-2007 годах произойдут изменения в налоговом законодательстве. Во-первых, может расшириться сфера возвращения многострадального НДС (при инвестициях, проведении научно-исследовательских и конструкторских работ и т. д.), во-вторых, опять появилась идея дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых. Наконец, предусмотрены поправки в налог на прибыль, который, кстати, оказался самым "весомым" в прошлом году. Меняются принципы налогообложения малого бизнеса. Разрабатываются проекты законов, связанных с созданием особых экономических зон. И еще появятся новые налоги - с 2006 года по всей стране будет взиматься земельный налог, а с 2007-го - налог на недвижимость жилого назначения.