Заместитель министра финансов Сергей Шаталов, представлявший поправки в законопроект по совершенствованию налогового администрирования, не стал скрывать, что пока компромисса с бизнесом в отношении механизма повторных выездных налоговых проверок крупнейших налогоплательщиков нет. Собственно, спор затронул одну из основных норм, согласно которой могут назначаться повторные налоговые проверки по инициативе вышестоящего налогового органа в порядке контроля над нижестоящим. Минфин предложил схему, при которой для проведения повторной проверки районной инспекцией налогоплательщика, стоящего у нее на учете, руководство должно получить санкцию либо главы, либо заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС). Однако если принимается решение о повторной проверке крупнейших налогоплательщиков, которые стоят на учете в специализированных инспекциях, непосредственно подчиняющихся ФНС, то решение о проведении повторной проверки принимается руководством ФНС. Предприниматели забеспокоились, что при такой системе будут возможны необъективные решения. Поэтому бизнес предложил дополнительный механизм, чтобы санкцию на проведение повторных налоговых проверок давала, например, комиссия под руководством министра финансов, непосредственного куратора налоговой службы. Причем министерство финансов предложило решать этот вопрос специальной комиссии ФНС с участием минфина. "Этот вопрос еще недоработан, хотелось бы дать окончательный ответ, может быть, по результатам решения правительства", - сказал Шаталов, предлагая членам кабинета министров четко разделить полномочия и ответственность за решения, которые будут влиять на настроения бизнеса.
"За последние полгода обострилось ощущение, что ряд проверок может быть предвзятым", - заявил Кудрин
В последнее время Алексей Кудрин не раз говорил о том, что во многом недоверие бизнеса связано с жесткими действиями налоговиков, фактически признав принципиальное расхождение своей позиции с точкой зрения главы ФНС. "Предприниматели нервничают", - заметил министр финансов в интервью "РГ", нисколько не скрывая недовольства действиями налоговиков. Впрочем, успокаивать трепетных бизнесменов чуть раньше пытался и Владимир Путин, заметив, что правительство больше не должно выдавать планы по сбору налогов.
- За последние полгода обострилось ощущение, что ряд проверок может быть предвзятым, - заметил вчера Кудрин, разъясняя предложения собственного ведомства.
Зампред Высшего арбитражного суда Александр Арифулин фактически поддержал Кудрина, заметив, что "арбитражные суды завалены делами без спорных вопросов, которые можно было бы решить взысканием штрафов". Он предложил рассмотреть предложение о том, чтобы дела со штрафами до 1 тысячи рублей решать без споров, а уж свыше - в Арбитражном суде.
- Кто представляет ФНС? - спросил премьер-министр Михаил Фрадков, видимо, намереваясь задать немало вопросов его главе.
Но Анатолия Сердюкова на заседании кабинета не было. Присутствующий же представитель ФНС Сергей Шульгин подтвердил, что налоговая служба в целом поддерживает законопроект и считает, что его принятие будет шагом вперед в налаживании взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Вместе с тем, по его словам, у ФНС есть поправки, которые могут быть урегулированы при дальнейшем рассмотрении этого документа.
Правда, расставить все точки над "i" кабинету министров так и не удалось, как не удалось решить и вопрос о том, кто же наконец будет объявлять о проведении повторных налоговых проверок крупных налогоплательщиков.
- Не хотел бы предопределять решение, но мне хотелось бы, чтобы министр финансов Алексей Кудрин и глава ФНС Анатолий Сердюков с участием бизнеса еще раз вернулись к этим вопросам, - видимо, не желая вмешиваться в спор, заметил премьер. - Единственная просьба - чтобы мы не лишили налоговиков достаточных рычагов для исполнения функций, предусмотренных законодательством.
Вице-премьер Александр Жуков, поддержав законопроект, высказался более определенно. Он считает, что необходимость проведения повторной проверки крупных налогоплательщиков должна оценивать "комиссия во главе с министром финансов". "Естественно, с участием ФНС", - подвел итог обсуждения зампред правительства.
Но и на этом налоговый день в кабинете министров не закончился. Несмотря на почти 40-минутное обсуждение, правительство так и не смогло принять решение по судьбе акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия в следующем году. "Учитывая неоднозначность обсуждения, до 14 мая необходимо будет провести отдельное заседание правительства по данному вопросу", - резюмировал премьер, заметив, что необходимо выработать единую и неизменную позицию основных федеральных министерств и ведомств.
Основная дискуссия возникла вокруг вопроса об акцизах на алкогольную продукцию в следующем году. По предложению минфина с 2006 года должна быть отменена практика использования акцизных складов с перенесением уплаты акциза на ликероводочные заводы. "Мы предлагаем также проиндексировать ставку акцизов по всей алкогольной группе на 9% с 2006 года", - заметил Шаталов. Предложение об упразднении акцизных складов не вызвало возражений присутствующих. По мнению Жукова, надо принципиально менять подход: брать акциз непосредственно на спиртопроизводящих, а не на ликероводочных заводах. "Тогда нам не надо будет ловить водку, произведенную из этого спирта", - разъяснил он.
Что касается акцизов на табачные изделия, то минфин предложил в следующем году сохранить нынешнюю систему комбинированной ставки с одновременной индексацией совокупной ставки на 15%.
Правительство приняло решение о том, что и этот вопрос требует дополнительной проработки.