30.04.2005 04:00
    Поделиться

    Налоговые проверки разрешат не чаще двух раз в год

    Им разрешат проводить проверки не чаще двух раз в год

    В ближайшие две недели предстоит найти компромисс лишь по двум позициям: по повторным налоговым проверкам и по штрафным санкциям за налоговые правонарушения. Что же не устраивает бизнес? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" отвечает руководитель комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по налоговой и бюджетной политике Олег Киселев.

    Российская газета | Бизнес настаивал, чтобы санкцию на повторные проверки давал только суд. Это ваше принципиальное требование?

    Олег Киселев | Для начала поясню, о чем идет речь. Напомню, что в России трехуровневая система налогового администрирования. Есть Федеральная налоговая служба (ФНС), районные инспекции на местах и межрегиональные службы, которые работают с крупными налогоплательщиками. С первыми двумя уровнями все ясно и прозрачно. Если возникает необходимость повторной налоговой проверки, санкцию на нее инспекции запрашивают в ФНС. Что касается крупных налогоплательщиков, то здесь Федеральная налоговая служба просто принимает решение о повторной проверке.

    И мы с этим не согласны. Считаем, что "пропускать" процедуру санкции ни в коем случае нельзя. Да, в первоначальном варианте мы настаивали, чтобы такое разрешение давал суд. Но бизнес готов к компромиссу. Почему бы санкции на повторные проверки не передать в ведение минфина или правительства. Мы также готовы поддержать предложение вице-премьера Александра Жукова о создании специальной комиссии, в которую входили бы представители всех заинтересованных ведомств - минфина, минэкономразвития, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центробанка.

    РГ | Что же вы так за эту санкцию воюете? Повторных проверок, скорее всего, не избежать, хотя и при осложненной процедуре.

    Киселев | Мы добиваемся, чтобы эти решения принимались взвешенно, продуманно и с пониманием возможных последствий. В России 2,5 тысячи крупных налогоплательщиков, и, по данным ФНС, они собирают 52 процента налогов, поступающих в бюджет. Повторная проверка может сказаться на капитализации компании, на курсе ее акций. А значит, и на поступлениях в бюджет. Вот почему повторные визиты налоговиков, на наш взгляд, возможны только в крайних обстоятельствах.

    РГ | А что вас не устраивает по штрафам?

    Киселев | Существенное их увеличение. Предполагается взимать не от суммы неуплаченного налога, а от налоговой базы.

    РГ | Из согласованных вопросов какие оказались самыми трудными?

    Киселев | Легких вообще не было. Мы встречались каждый день и проводили по нескольку часов в довольно тяжелых спорах. Например, долго обсуждали список документов, которые может запрашивать налоговая служба. Сегодня с вас вольны истребовать любую "бумажку". И это при определенных обстоятельствах может длиться до бесконечности. Мы договорились с минфином и ФНС, что будет четкий и жестко ограниченный перечень запрашиваемых документов. Это существенное продвижение вперед.

    Еще более сложным был вопрос о проведении выездных проверок. Во-первых, по срокам они исчислялись временем пребывания налогового инспектора на предприятии. Если тот уезжал, то срок просто прерывался, а потом мог длиться еще и еще. Теперь будут ограничения - не более двух месяцев. В крайнем случае могут добавить еще два месяца, но такие варианты будут строго определены в Налоговом кодексе.

    Во-вторых, надо было определиться и с количеством выездных проверок. Договорились, что их может быть не более двух в течение года. Сегодня число выездных налоговых проверок вообще не регламентировано. Сколько захотят, столько раз и приедут. А от многих так вообще не выезжали. Некоторые предприниматели настолько свыклись с этим, что предлагали создать у себя постоянно действующие "пункты" налоговых инспекторов. Лучше знать, что они у тебя все время сидят, чем иметь дело с неожиданными наездами.

    РГ | Но на то они и проверки...

    Киселев | Вот в этом - вся порочность ситуации, в которой мы с вами живем. Вы действительно считаете, что проверка должна быть неожиданной и что главная ее цель - схватить бизнес "за руку"? Это же философия извращенного сознания: ваше дело бежать, наше дело ловить. Мы же исходим из концепции добросовестного налогоплательщика. И здесь у налогового инспектора совсем другая функция: не поймать, а помочь заплатить налоги.

    РГ | Замечательно. Но вы же не станете отрицать, что с добросовестностью у многих наших предпринимателей есть серьезные проблемы. Как и у налоговых инспекторов с пониманием своей функции.

    Киселев | Я не хочу сейчас давать этических оценок. Здесь важно понимать, что государство и бизнес должны стать партнерами, а не находиться в состоянии соперничества. Тогда и поправки в законодательство по налоговому администрированию будут приниматься легко и быстро. Как, впрочем, и решаться многие другие вопросы. И то, что было сделано, - первый шаг к тому, чтобы между бизнесом и властью начали формироваться именно партнерские отношения.

    Поделиться