Воронежские депутаты никак не могут разобраться с бюджетом


Последствия такой «внебюджетной» жизни очевидны: увеличение закредитованности города. По словам финансистов, город подпортил свою кредитную историю. Поэтому уже сейчас банки, справедливо расценивая казну Воронежа, как зону особого риска, резко увеличили процентные ставки по кредитам, которые городские власти вынуждены брать (само по себе это нормальная практика) для покрытия кассовых разрывов – к примеру, на заработную плату тем же бюджетникам.

Таким образом, Воронеж оказался исключением из общего правила: все остальные муниципальные образования области уже давно приняли свои бюджеты. Впрочем, городу не привыкать жить без бюджета: к примеру, в прошлом году его приняли только в конце апреля. Тому были свои причины и главная из них – частая смена руководителей города: в середине осени заявление «по собственному желанию» вынужден был написать Александр Ковалев. После того обязанности мэра исполнял Евгений Севергин, а в конце января городской главой был избран Борис Скрынников, до того не имевший опыта управленческой работы. Одним словом, целых полгода чиновники разных уровней, равно как и некоторые городские депутаты, самозабвенно занимались политикой, а бюджетный процесс практически был пущен на самотек. В этом году ситуация с бюджетом повторилась и даже, можно сказать, усугубилась: большой удачей можно считать, если бюджет будет принят хотя бы в середине мая.
Дело в том, что Дума прошлого созыва закончила свою работу в середине марта, приняв бюджет только в первом чтении. Принятие бюджета во втором чтении было отложено из-за того, что депутатов не устроили основные параметры бюджета, доходная и расходная части которого учитывали лишь 40 процентов потребностей.

Как оказалось, Дума нового созыва оказалась еще более несговорчивей. Депутаты пошли на беспрецедентный шаг: по рекомендации бюджетной комиссии отменили постановление своих предшественников о принятии главного финансового документа в первом чтении. И заставили городскую администрацию увеличить доходную часть бюджета на 175 миллионов рублей (все деньги пойдут на социальную сферу). Таким образом, доходная часть составила приблизительно 5,2 миллиона рублей. И только после этого кардинального изменения бюджет был принят во втором чтении.

Если учесть, что около 550 миллионов рублей, прописанных в главном финансовом документе – «дутые» (были заявлены с учетом предполагаемого повышения цен на услуги ЖКХ до 90 процентов уровня оплаты – чего не произошло), то мэрии для выполнения доходной части придется изыскать больше 700 миллионов рублей. Депутаты посоветовали городской администрации лучше работать с налогооблагаемой базой. Дело в том, что в прошлом году городская казна недополучила около 300 миллионов рублей, а в первом квартале этого года план по сбору налогов был выполнен на 96 процентов. Депутаты акцентировали внимание на работе с бюджетообразующим налогом на доходы физических лиц. К примеру, народные избранники посоветовали мэрии найти способ повлиять на тех работодателей, которые платят своим сотрудникам определенный законом зарплатный минимум в 720 рублей, а остальную – необлагаемую налогом – часть денег отдают в конвертах. По мнению председателя бюджетной комиссии Александра Провоторова, мэрии надо получше работать с арендными платежами: во-первых, увеличить базовую ставку, во-вторых, изменить методику расчета аренды – сделать ее более современной, т.е. при сдаче в аренду муниципальной собственности учитывать ее местоположение, состояние и другие рыночные параметры.
Точку зрения депутатов по поводу недостаточной работы мэрии с налогооблагаемой базой полностью разделяет областная администрация. Тяжелая финансовая ситуация, по словам главного финансиста области Надежды Сафоновой, усугубляется еще и тем, что Воронеж – чуть ли не единственный крупный город в России, который не перешел на финансово-казначейское исполнение бюджета, что гарантировало бы прозрачность движения денежных потоков.

Кстати, областные власти, если в этом будет необходимость, намерены воспользоваться правом ввести внешнее управление бюджетом города – эта норма начинает действовать с 1 января 2006 года. Правда, применить эту норму можно будет только в том случае, если дефицит городской казны вырастет до одной трети.