Среди первоочередных работ - рытье подходного канала и реконструкция участка морского фарватера N 11, устройство таможенно-пограничного КПП. Новые пути надо будет оборудовать системами безопасности и средствами навигационного обеспечения. Строительство причальных сооружений и береговых объектов морского пассажирского терминала будет осуществляться за счет внебюджетных средств. Наверное, это один из самых серьезных градостроительных проектов Петербурга.
Насколько он грандиозен, настолько и нужен. Именно портовые инвестиции помогут городу реализовать транспортный проект тоннеля, который должен разгрузить дышащие на ладан Дворцовый мост и мост Лейтенанта Шмидта, которые ведут с Васильевского острова на континент. Но главное то, что существующий Морской вокзал принимает только пять процентов от тех пассажирских потоков, которые могли бы прибывать в Северную столицу. Большие морские пассажирские суда и автопассажирские паромы зачастую не могут подойти к Петербургу. А если подходят, то швартуются в грузовом порту или у причалов на Большой Неве. Город теряет туристов и деньги. В результате были объявлены конкурсные мероприятия по подготовке к большой стройке.
В конце прошлого года городской комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) подвел итоги конкурса эскизов пассажирского порта, в котором победило одно московское творческое производственное объединение. Судя по проекту-победителю, Морской вокзал должен представлять собой некое окно - то самое, вырубить которое мечтал еще Петр I. Для этого планируется насыпать остров, возвести на нем гигантское ультрасовременное, при этом вписывающееся в экстерьер Васильевского острова, сооружение.
Первая очередь пассажирского терминала должна быть запущена уже в 2007 году. Сметная стоимость проекта - более 220 миллионов долларов. Из них 80 миллионов собирается вложить государство. Остальные средства будет изыскивать компания, специально созданная под этот проект. При этом ее руководитель уверен, что денег потребуется по крайней мере вдвое больше, чем запланировано чиновниками. В КГА уверены, что проект, без сомнения, окупится. Ведь на этой территории будет построено миллион квадратных метров жилья и столько же - коммерческой недвижимости: бизнес-центры, гостиницы, клубы, рестораны. Весь комплекс расположится на территории в 400 тысяч квадратных метров.