04.05.2005 01:00
    Поделиться

    На конкурсе "Учитель года-2005" воронежскую область будет представлять Наталья Десятниченко

    – Кому ни скажу, что работаю в школе-интернате, тут же ловлю сочувствующие взгляды. Даже интересно – насколько крепко въелось в сознание людей, что интернат – это распущенные отсталые дети и доля учителей-неудачников, – делится Наталья.

    Шесть лет назад ей пришлось обходить городские школы в поисках работы. Молодого, как раньше говорили, специалиста – закончила физмат воронежского классического университета – без опыта и стажа директора  оценивали только критически. А школе-интернату №4 позарез нужен был воспитатель для третьеклашек, и ее приняли. Через полтора года появилась вакансия преподавателя информатики. С этого и началось вхождение Натальи Викторовны в любимую профессию.

    – Коллеги поначалу воспринимали меня скорее, как внучку – возраст учителей и воспитателей был очень почтенный, и дисциплиной, откровенно говоря, было плохо. Это очень расстраивало: смотришь, еще и конфликта с детьми не было, а некоторые учителя поднимали крик. Разговаривать с учениками по-иному, считалось, бесполезно – мол, не поймут. Я выросла в семье инженеров с авиационного, где все любят друг друга, и в такой атмосфере чувствовала себя неуютно. Но я-то – взрослый человек, а каково детям?

    Все встало на свои места, когда в школе-интернате появился новый директор Елена Котова. Многие учителя, не приняв иного тона и иных требований, ушли. Те, кто остался, вздохнули свободно и стали творить. Свидетельством перемен стали … двери. Обыкновенные входные. При старом начальстве они всегда были закрыты. Шаг ученика, даже одиннадцатиклассника, в сторону автобусной остановки напротив считался «расстрельным». 27 ребят числились в побеге. Сейчас двери открыты с утра и до вечера – желающих убегать нет. «Любовь и доброта победили», – пояснила Наталья Десятниченко.

    К слову, дети в школу-интернат принимаются из малообеспеченных и проблемных семей, учатся и живут здесь годами, пока не закончат девять классов. После поступают в колледжи, училища или остаются в школе. В 10-11- профильные классы – принимают способных ребят из сел, нацеливая их на поступление в ВГУ, педуниверситет и Борисоглебский пединститут.
    Спросите хоть кого, все ребята интерната подтвердят, что здесь у них второй дом. Учителя и воспитатели, кстати, считают так же. Искренне любят детей и чуть ли не в один голос повторяют, что они у них лучше всех. Что примечательно, ни разу не заговорили о зарплате, которой, как известно, похвалиться никак нельзя. «А мы работаем здесь, потому что любим школу», - поделилась преподаватель Лидия Жмыхова, свободно владеющая двумя языками и перешедшая сюда из института.

    Наталья же преподает информатику  старшеклассникам. Многие из них, получив направление в Воронеж видят себя программистами, экономистами, бухгалтерами и меньше всего учителями.  Зато после победы Десятниковой на конкурсе поняли: оказывается, профессия педагога чего-то стоит. «Им же преподают основы психологии и методику преподавания, а это, считайте, наши, учительские, «секреты» – так вот, они и к тому, как я веду уроки стали приглядываться с заметным профессиональным интересом», – отметила Наталья Викторовна.

    С ребятами у нее вообще интересно складываются отношения. Кому-то они могут показаться даже непедагогичными. Информатика все-таки – предмет для продвинутых. А ученики приезжают в Воронеж с разной подготовкой – иные чуть ли не с детства на «ты» с компьютером и подготовлены ничуть не хуже учителя. А за ними и остальные, впервые увидевшие дисплей с процессором, подтягиваются довольно быстро, потому что учатся с огромнейшим интересом. Этот интерес быстрее помогает справиться с первоначальной робостью от перехода в большую школу большого города. Так что понимают ученики и учитель друг друга с полуслова. «Допустим, работаем над большой сложной программой, исписали вторую доску, и где-то я ошиблась, – размышляет Наталья. – Конечно, могу сказать, что это сами ребята неправильно записали. Но что тогда они будут думать обо мне? Им нельзя лгать. Поэтому не считаю зазорным признать промах.»

    Надо сказать, этика уроков, поведенческая этика воспитателей школы-интерната не на последнем месте. Интернатским ребятам по сути дают то, чего порой не достает в родных семьях – уважения, доброты и любви. Дело-то еще в том, что успешные старшеклассники из выпускных классов, поступив в вузы по целевому направлению, чаще всего со второго-третьего курсов начинают сами преподавать хотя бы ту же информатику в сельских школах. Они принесут в свои классы тот стиль общения с учениками, к которому привыкли в школе-интернате.

    Как знать, может именно эта привычка считать учеников личностями и относиться к ним, как коллегам, помогла Наталье набрать очки на открытом уроке. Класс, по условиям конкурса, абсолютно незнакомый из другой школы. Задача – устроить презентацию предмета. Большинство учителей-конкурентов старались выжать максимум из конъюнктурной темы о войне. А Наталья наглядно показала, чем информатика может быть полезна при изучении разных предметов, в жизни и  быту. Под конец урока увлеклась и совсем забыла, что работает не за закрытой дверью своего класса, а почти  на подиуме – в зале института повышения квалификации и переподготовки учителей и наблюдают за ней члены жюри. «Она была самой яркой!» – оценили Наталью коллеги. А уж детвора как была рада! Мы шли с ней по школьному коридору, а навстречу, едва завидев любимую учительницу, бросилась, раскинув руки, интернатская девчушка. Прильнула, обхватив, и побежала дальше. Один только миг, но он сказал больше всех слов.

    Поделиться