05.05.2005 01:00
Поделиться

Вячеслав Никонов написал биографию своего деда Вячеслава Молотова

- Вячеслав Алексеевич, известно, что в первые годы советской власти Молотов занимался белорусским вопросом...

- В 1923 году, став ответственным в Политбюро за внутрипартийные вопросы, дед занимался далеко не только ими. Он возглавил еще две важные комиссии - по Белоруссии и по меньшевикам. Комиссия по белорусским делам была создана после рассмотрения в Политбюро предложения наркомата иностранных дел о работе среди белорусов в Польше. По Рижскому мирному договору 1920 года Варшава получила белорусские территории площадью в 112 тысяч кв. км с населением 4,6 миллиона человек.

- Кто входил в комиссию по белорусским делам и какими конкретно вопросами она занималась?

- Первоначально комиссия была создана в составе Рудзутака, Чичерина и Уншлихта, но уже постановлением Политбюро от 14 июня вместо Рудзутака ее возглавил Молотов. Комиссия трижды заседала с участием представителей ЦК, наркомнаца и наркомпроса Белоруссии, руководителей Гомельской, Витебской и Смоленской губерний. Ее решения касались трех групп вопросов. Во-первых, Комиссия признала возможным допустить амнистию. В число амнистированных входили участники национальных белорусских формирований периода 1918, 1919 и 1920 годов, происходящие из трудовой среды; все бывшие белорусские политические и культурные деятели, не принимавшие активного участия в борьбе с советской властью в рядах белогвардейских организаций и не состоящих на службе в органах контрразведки и политической охраны буржуазных государств; те из бывших членов Белорусской партии эсеров и других белорусских партий, кто публично объявил о своем выходе из партии и лояльном отношении к советской власти; все белорусские крестьяне, по несознательности вовлеченные организациями русской контрреволюции и белорусскими агентами, состоящими на службе иностранных государств, в бандитские шайки или содействовавшие последним и бежавшие за пределы СССР... Замечу, что комиссия Молотова признала необходимым "отменить всякие препятствия к открытию белорусских школ (с применением белорусского языка) как в пределах Советской Белоруссии, так и за ее пределами, где живут компактные массы белорусов". В связи с этим парторганизации Витебской, Гомельской и Смоленской губерний должны были немедленно приступить "к практическому осуществлению удовлетворения потребностей местного населения в постановке школьного дела на родных языках".

И последнее: Комиссия признала "принципиально необходимым расширение границ Белоруссии и укрупнение теперешней Белорусской Республики". В то же время по дипломатическим соображениям было сочтено "возможным обсуждение этого вопроса в прессе и в интервью официальных лиц в формах, не связывающих правительство".