Примечательно, согласно законопроекту, что членами одной саморегулируемой организации должны быть как минимум 3 тысячи аудиторов или 1,5 тысячи аудиторских фирм. Принятие этих требований, по оценкам экспертов, приведет к тому, что на рынке останутся три-четыре саморегулируемых профобъединения. Именно эта поправка вызывает на сегодняшний день наибольшее число споров. Многие участники рынка полагают, что данные изменения приведут к неоправданной монополизации рынка и слишком высоким ценам. В минфине же придерживаются другого мнения - это поможет исключить из своих рядов недобросовестных аудиторов. В министерстве считают, что нынешний уровень аудита не соответствует задачам экономического развития страны. Более того, отсутствие системы внешнего контроля способствует притоку недобросовестных специалистов в эту профессию. Так, например, в результате последней проверки, которая прошла накануне майских праздников, из 7200 аудиторских компаний у 627 была приостановлена лицензия.
Помимо этого достаточно большое количество вопросов вызывает введение с 2009 года единого квалификационного аттестата аудиторов. Сейчас аудиторам выдается четыре вида аттестатов: по общему аудиту, банковскому аудиту, аудиту страховых организаций, аудиту бирж и фондов. Все их новым законом планируется отменить и ввести единый квалифицированный аттестат аудитора. Такое положение вещей не устраивает аудиторское сообщество, ведь благодаря этой норме всем без исключения аудиторам придется пройти переаттестацию, а это будет сделать не так просто. Аттестация аудиторов будет проводиться уже единым общероссийским аудиторским объединением в форме квалификационного экзамена. В случае аннулирования квалификационного аттестата аудитора аудитор автоматически исключается из единого реестра аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, который ведет единое общероссийское аудиторское объединение.
Разработчики считают, что введение единого аттестата не может сказаться на качестве аудиторских услуг, поскольку аудиторская деятельность унифицируется и разница технологии проведения аудита в различных отраслях становится минимальной. Более того, по их мнению, после принятия законопроекта существенно возрастет престиж и уровень аудиторской профессии. Ведь для совершенствования аудиторской деятельности предусмотрены поправки, которые ужесточат требования к аудиторам и аудиторским организациям. Для этого будут утверждены единые федеральные стандарты аудиторской деятельности, которые должны соответствовать международным стандартам.
Еще одно новшество, которое вызывает немало вопросов. Это введение нового в российской практике механизма общественного контроля за развитием профессии - Совета по аудиторской деятельности. В его состав скорее всего войдут потребители аудиторских услуг, представители государства, а также представители самого аудиторского сообщества. Планируется, что это будет двухпалатный орган - совет и рабочий орган. Совет более чем на 70 процентов будет состоять из людей, не являющихся представителями аудиторской профессии, а рабочий орган совета будет сформирован более чем на 70 процентов из представителей профессионального сообщества аудиторов.
И последний вопрос, который поднимается на обсуждение, это аудиторская тайна. В настоящем законопроекте сохранен подход, который уже действует в законе сегодня. Но существует ряд проблем в том случае, когда в отношении клиента аудиторской организации надзорными органами осуществляются какие-то меры. В связи с этим есть предложения распространить на аудиторов порядок, существующий для адвокатов, когда контрольные или надзорные органы не могут требовать сведения о клиентах. Это с одной стороны. С другой - Счетная палата и Центробанк РФ предлагают ввести нормы, в соответствии с которыми аудиторы и аудиторские организации должны будут в обязательном порядке передавать в надзорные органы все нарушения, выявленные при проверке клиентов. Аудиторское сообщество не поддерживает эти идеи, так как они негативно скажутся на имидже аудиторов. Эксперты тоже считают, что существует общегражданское законодательство, которое предусматривает, что в определенных ситуациях любой гражданин должен сообщать информацию в компетентные государственные органы. Необходимости вводить дополнительные обязанности для аудиторов в рамках Закона "Об аудиторской деятельности" нет. В любом случае стороны готовы обсуждать эти вопросы в процессе работы над законопроектом в Госдуме.
Хотелось бы отметить, что поправки, вносимые в Закон "Об аудиторской деятельности", - самые значительные за три года его деятельности. Принятие поправок позволит ослабить государственное регулирование аудиторской деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональной аудиторской деятельности. Ведь часть государственных функций регулирования в области аудиторской деятельности будет передана запланированному к созданию единому общероссийскому аудиторскому объединению и саморегулируемым профессиональным аудиторским объединениям. Согласно поправкам, государство отныне возьмет на себя функции нормативно-правового регулирования, координацию и выработку стратегии развития профессии, а все остальное - обучение, повышение квалификации аудиторов, выдача разрешений на право заниматься этим видом деятельности - отойдет к аудиторскому сообществу.