В окутывающем российское общество идеологическом тумане светит в конце тоннеля только Победа. Правда, свет этот "не с того конца" - из прошлого. Общенационального ориентира спереди - из сегодняшнего, или, еще бы лучше, из числа "больших национальных проектов" на будущее, увы, нет... Главная проблема в том, что общество живет с синдромом "вечно вчерашних" и вечно обиженных на сегодня.
Отсюда и повышенная реакция на тот же злосчастный "прибалтийский вопрос" (ему вообще уделяли в эти дни столько внимания, будто мы не мировую войну выиграли, а какую-то прибалтийскую), обостренная реакция вообще на любые вопросы о войне. А раздражение почти всегда - признак внутреннего дискомфорта. И дискомфорт этот вполне понятен.
Да, ничто нас не объединяет так сильно, как Победа. Но беда в том, что ясного согласия нет и по поводу Победы! Ведь самые-то главные споры - не с прибалтами, а друг с другом, и с самим собой, со своей исторической совестью. Споры о том, что это была за война, что это была за Победа. Один и тот же Окуджава написал: "нам всем нужна одна Победа, одна на всех, мы за ценой не постоим" и "а все-таки жаль, что порой над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед". Вот как расколото наше сознание - до основанья. А что затем - непонятно.
Фокусируются эти споры вокруг нашего исторического проклятия - Сталина. Вопрос ставится обычно так: "победили благодаря/вопреки Сталину". "Виноват" ли Верховный главнокомандующий в победе своих войск? Вопрос довольно странный...
Конечно же, слова "победил народ без Сталина" имеют эмоциональный смысл, но не имеют реального содержания. Ясно, что воюет народ - народ, который организовывают, которым руководят. Уж где-где, а на войне организация и руководство значат все.
Так вот, для меня гигантский вклад Сталина (и его партии, системы) в Победу абсолютно очевиден. Эту Победу не отрежешь от сталинского государства, сталинского стиля, лица Сталина. И в этом - действительно наша главная неизжитая национальная трагедия.
27 (или 30? или еще больше?) миллионов погибших, из которых больше 10 миллионов непосредственно на фронте, 4 убитых советских солдата на одного убитого немца (немцы на всех фронтах потеряли 3 200 000 человек) или 10 погибших советских граждан на одного немецкого солдата - это сталинская война и победа.
И это - не цена "ошибок" Сталина. Это - реализация самой логики, идеологии, самой "антропологии" сталинизма-большевизма.
"Смерть одного человека - трагедия (и мы даже знаем, о каком человеке он это говорил! - Л.Р.), смерть миллионов - статистика". "Стереть в лагерную пыль". "Лес рубят - щепки летят" (с "щепками" все понятно, но характерна и сама цель - нарубить "леса" побольше!).
Так было и "до войны". Ведь и "до войны" тоже была война. Гражданская война. Великая русская гражданская война, обнулившая цену человеческой жизни, не говоря уж о свободе и достоинстве, шла почти непрерывно, начиная с 1905 г. Была небольшая передышка в 1907-1914 годах, а затем, все ускоряясь, заплясало по России то самое красное колесо.
Троцкий говорил о "перманентной революции", Сталин об "обострении классовой борьбы", но суть была одна - перманентная гражданская война. Огонь то прорезал облака (1917-1921-й, коллективизация, голод 1933-го, 1937-1938-го), то стелился по земле, но не затухал никогда.
Большевизм родился в стране, хорошо беременной гражданской войной, родился из огня мировой войны. "Превращение империалистической войны в войну гражданскую" (Ленин) - вот генезис большевизма. Эта "превращенная война" и есть суть большевистского государства, государства из войны и для войны, государства гражданской войны.
22 июня Сталину пришлось делать обратный ход - по превращению войны гражданской в войну с врагом внешним, войну Отечественную. Но Государство продолжало при этом (с удесятеренной свирепостью!) воевать против своих граждан, "дорогих братьев и сестер"! В 1941-м в бесконечной войне, бушующей на земле России, открылся "второй фронт" - внешний, самый кровопролитный. Впрочем, оба фронта, тот, где воевала Армия, и тот, где воевало НКВД, были едины, четкой грани не было. Достаточно сказать, что в особых отделах и трибуналах на фронте было расстреляно около 1 миллиона солдат и офицеров! Методы, которыми Государство воевало: а) своими гражданами против немцев и б) против своих граждан, были совершенно одинаковыми - тотальная война тоталитарного государства. Война с немцами далась Сталину, слов нет, труднее, чем война со своим безоружным народом, но в любом случае велась теми же методами "выжженной земли", массового и беспощадного "расхода людей". Он сам говорил Черчиллю в 1941-м, что ему, Сталину, не привыкать - в 1930-е резня была еще страшнее!
И, конечно, 25 лет войны государства против народа не пропали даром. По разным оценкам, в 1941-1945-м на стороне немцев, против своей страны, воевало до 2-3 миллионов граждан СССР - и ведь это "полудобровольно" (хотя, понятно, далеко не всегда по "идейным мотивам"), никаких мобилизаций немцы на оккупированной территории или среди пленных не проводили. Такой массы предателей не было ни в 1914-м, ни в 1812-м. Да, эта "пятая колонна" не укладывается в представление о "простом предательстве", скорее, это похоже на элементы той самой, вновь вспыхнувшей гражданской войны части народа со "своим" государством. Понятно, это предательство было настолько же страшнее предательства большевиков в 1917-м, насколько Гитлер был для России страшнее Вильгельма.
Упрек "Сталин не жалел солдат" лишен всякого смысла. Кого стирают "в пыль", того не жалеют, пылинки не считают, прав они не имеют.
Да и вообще во всей советской "затратной системе" - что в экономике, что на войне - люди считались самым дешевым материалом, бесплатным, "бабы новых нарожают". "Человека мы завсегда сделать можем, а попробуй-ка сделать лошадь" - вот эту фразу, услышанную в ссылке, Сталин крепко усвоил...
Поэтому вопрос "цены Победы" для сталинского государства просто не стоял - по логике ЭТОГО государства 30 миллионов жизней совсем НЕ БЫЛИ СТРАШНОЙ ЦЕНОЙ.
Можно ли было победить иначе? Гитлера - нет, нельзя. Поэтому немцы, как гнилой орех, раздавили Европу, жалевшую своих солдат. Поэтому, будь во главе СССР не Сталин, не было бы 30 миллионов убитых и не было бы Победы.
Поэтому сталинская система спасла Человечество от еще более страшной системы.
Большевистско-сталинская государственная машина была создана для войны внешней и внутренней. Сейчас эта машина раскурочена, стоит с развинченными гайками, без руля, без коробки скоростей. Но новой машины в России пока не создано.