10.05.2005 23:00
    Поделиться

    Принятие законопроекта об инсайде затягивается

    Принятие законопроекта об инсайде затягивается минимум до 2006 года

    Оговоримся сразу: инсайдер - это биржевой игрок, который использует закрытую на тот момент (неопубликованную) информацию о компании, акции которых торгуются на бирже, для получения собственной выгоды. Иными словами, он по той или иной причине обладает уникальной информацией для принятия правильного решения о продаже или покупке каких-то определенных акций. Есть и еще один вид злоупотреблений на фондовом рынке - "манипуляции". Так называются преднамеренные действия какого-либо биржевого игрока, вводящие в заблуждение остальных. В результате этих действий рыночная цена каких-либо акций или облигаций начинает двигаться в нужном "манипулятору" направлении.

    Между тем наличие закона о том, как бороться с рыночными "манипуляторами" и "инсайдерами", на Западе рассматривают как основное условие нормального функционирования фондовой биржи. С 2004 года в странах Евросоюза действует единое для всех членов ЕС законодательное регулирование - "Директива Европарламента и Совета Европы о злоупотреблениях на фондовом рынке".

    Находящийся же по соседству российский рынок, который принято относить к "развивающимся рынкам", в этом отношении совершенно "невинен".

    То есть "инсайдеры", как и "манипуляторы", у нас есть, и в избытке, а вот закона, предписывающего с ними бороться, как не было, так нет. Более того, нет даже общепринятого определения, что это такое. И вся эта ситуация продолжается в течение многих лет под бодрый аккомпанемент о "необходимости развивать и совершенствовать" отечественный фондовый рынок. Однако не будем наивными: очевидно, что если что-то происходит, значит, это кому-нибудь нужно. Торможение принятия закона о злоупотреблениях на фондовом рынке - яркий тому пример.

    Кто не так давно заработал на взлетах и падениях стоимости акций крупнейшей российской нефтяной компании? Инсайдеры - а ими в этом случае были чиновники, которые обладали необходимой информацией еще до того, как к компании предъявлялись налоговые претензии, выносились судебные решения и пр. Не они ли и заработали те сотни миллионов, о которых выше говорил депутат Аксаков? Более того, соблазн использования "властного" инсайда пока еще слишком велик: практически любую компанию у нас можно "привлечь" за налоговые и прочие злоупотребления. Из этого также следует, что, как выразился президент Национальной фондовой ассоциации, проблема инсайда - это не в первую очередь проблема деловой этики и коррупции.

    И, конечно же, "нет повести печальнее на свете", чем повесть о принятии "инсайдерского закона" - ведь самый первый вариант его был предложен правительству еще в 2001 году. Отечественным инсайдерам он показался, по-видимому, слишком строгим, после чего законопроект лег под сукно примерно на два года. Наконец, в 2003-м он все же получил положительный отзыв правительства, но весной 2004 года был отклонен Госдумой - депутаты не стали его рассматривать даже в первом чтении. И, наконец, к октябрю 2004 года была подготовлена уже новая концепция закона "Об инсайдерской информации и манипуляциях на фондовом рынке" - с учетом европейского опыта в этой области и при содействии экспертов из Европейской комиссии. Не исключено, что опыт европейцев в борьбе со злоупотреблениями на биржевом рынке может быть с небольшими корректировками применен и в России. Не исключено также и то, что западные коллеги помогут ФСФР с подготовкой текста законопроекта, поскольку в установлении у нас общих с Европой правил игры на бирже заинтересованы прежде всего европейские инвесторы.

    В феврале текущего года прошла презентация новой концепции закона. По словам главы ФСФР Олега Вьюгина, к настоящему времени она уже поддержана минэкономразвития, Центробанком, минфином, минюстом. Пока ее не согласовало только МВД, однако Вьюгин уверен в том, что "мы и его убедим". "Я думаю, что большинство участников рынка уже поняли, что без такого закона фондовый рынок не сможет развиваться нормально, поэтому я считаю, что такой закон будет поддержан", - заявил не так давно Вьюгин на "круглом столе", проходившем в ММВБ. Действительно, ФСФР планирует подготовить проект закона об инсайдерской информации до конца 2005 года. Несколько позже Вьюгин уточнил, что "появиться законопроект может в 2005 году, а обсуждаться будет уже в следующем". При этом о предполагаемых сроках принятия законопроекта остается только гадать.

    А вот Анатолий Аксаков не теряет оптимизма. По его словам, "с помощью наших западных коллег мы надеемся законодательно оформить эту проблему уже в этом году". По мнению депутата, кроме четкого определения инсайда и манипуляций на рынке, закон о борьбе с рыночными злоупотреблениями должен содержать перечень запретов, адресованный участникам биржевого рынка, а также оснований, по которым государственные органы могут проводить расследования, касающиеся использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Но здесь, скорее всего, не надо будет изобретать велосипед - проще будет воспользоваться готовыми западными наработками.

    Впрочем, противники скорейшего принятия законопроекта приводят и вполне разумные аргументы: действительно, довольно сложно определить, что означает то "существенное влияние", которое использование закрытой информации оказывает на рыночную цену ценной бумаги - на сколько именно должна измениться цена акции, чтобы можно было инициировать судебное расследование. А также детально прописать все виды злоупотреблений, подпадающие под означенный закон. Например, на Западе различают "первичных" и "вторичных" инсайдеров: первым может быть, например, директор компании, второй - тот, кто получил служебную информацию от сотрудника компании. И во втором случае поймать злоумышленника за руку довольно трудно. Что же касается манипуляций на рынке, то в этом случае очень сложно бывает понять, намеренно или ненамеренно кто-то распространяет ложные сведения, способные взбудоражить рынок (например, в случае, если непроверенные сведения о компании появляются в прессе). Кроме того, как считает первый заместитель генерального директора ММВБ Рыбников, применение подобного закона "требует очень высокой культуры судебных расследований", которая у нас, мягко говоря, отсутствует. По его мнению, "нам надо начинать с простых вещей, а потом уже постепенно усложнять, а то закон так и не будет доработан". Ведь и биржа является в некотором смысле квазирегулятором, и уже сейчас биржевики отслеживают сделки, подозрительные с точки зрения манипулирования ценами. О. Вьюгин, например, считает, что экономические рычаги смогут поначалу сработать не хуже, чем угроза уголовной ответственности, и предлагает ввести "хорошие штрафы" за использование инсайдерской информации. Но для этого ФСФР необходимо наделить соответствующими полномочиями проводить проверки совместно с биржей.

    Так что дорогу осилит идущий. Однако, пока внятного закона в этой области нет, эксперты считают, что никакие серьезные расследования злоупотреблений на нашем рынке вообще невозможны. А это подрывает доверие инвесторов как местных, так и иностранных и в очередной раз ставит под сомнение успешное развитие биржевой торговли в России.

    Поделиться