Во-первых, речь идет о создании инфраструктуры предпринимательства. Для этого в регионах будут организованы 45 бизнес-инкубаторов для 900-1150 малых предприятий на 9-11,5 тысячи рабочих мест. По словам Андрея Шаронова, такая форма позволит решить проблему дефицита пригодных и доступных производственных и офисных площадей, значительно снизить издержки на администрирование, особенно в начальной стадии малого бизнеса. Он подчеркнул обязательность бухгалтерского, правового и финансового сопровождения желающих начать свое дело. Так предусмотрено федеральными нормативными актами. Иными словами, бизнес-инкубаторы дадут не только приют малым предприятиям, но и обеспечат квалифицированный уход за ними.
Другая форма поддержки адресована малым предприятиям, производящим товары, работы и услуги, предназначенные для экспорта. На первый взгляд, по мнению замминистра, это выглядит экзотикой. Малый бизнес только-только встает на ноги, и сразу же возникают экспортные амбиции. Но такую продукцию российские МП могут предложить и уже реализуют на внешних рынках. Именно поэтому минэкономразвития выделило поддержку инновационной части деятельности предприятий.
На принципах софинансирования будет оказана помощь в подтверждении соответствия товаров, работ и услуг международным стандартам. Это является обязательным условием выхода на мировой рынок. Кроме того, подобная практика призвана облагородить внутренний рынок продукцией, сертифицированной по мировым меркам. Сюда же относится субсидирование процентных ставок по экспортным контрактам МП.
Третьим направлением станет развитие кредитования субъектов малого предпринимательства. Оно будет осуществляться в виде субсидирования части процентных ставок по кредитам, полученным в банках организациями потребительской кооперации, кредитными потребительскими кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, потребительскими обществами, словом, всеми микрофинансовыми организациями для выдачи займов своим участникам.
Это облегчит доступ МП к заемным средствам, увеличит число микрофинансовых организаций и расширит их географию, снизит стоимость кредита для конечного заемщика. Причем, по оценке минэкономразвития, сумма кредитов, выдаваемых членам кооперативов, может достичь 7 миллиардов рублей.
Андрей Шаронов отметил, что в данном случае господдержка направлена не отдельным субъектам малого предпринимательства, а целому институту микрофинансирования. Именно он является отчасти посредником между МП и банковской системой, которая относит малый бизнес к рискованной и невыгодной клиентуре.
Наконец, четвертая схема, апробация которой начнется в текущем году, предусматривает создание инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий. С этой целью выделяются субсидии субъектам РФ для организации закрытых паевых инвестиционных фондов, направляющих прямые инвестиции в малые инновационные компании. Таким образом, считает Андрей Шаронов, удастся привлечь частных инвесторов к инновационным МП.
Для развития этой категории предпринимательства необходимо венчурное финансирование. Причем государство должно взять на себя роль основного агента поддержки инноваций в малом и среднем бизнесе через создание системы бизнес-инкубаторов для высокотехнологичных проектов, предоставление бюджетных грантов на конкурсной основе, облегчение доступа малых и средних инновационных предприятий к фондовому рынку и совершенствование механизмов превращения частных компаний в открытые. Предполагается формирование в нынешнем году государственных региональных фондов соинвестирования по 50-100 миллионов рублей каждый.
- Все четыре направления, реализуемые в текущем году, базируются только на софинансировании. Тем самым федеральное правительство хочет стимулировать и региональные власти, и частный капитал более ответственно относиться к поддержке малого бизнеса, - заявил Андрей Шаронов. - Подобное разделение рисков будет побуждать к проведению тщательной экспертизы проектов.
Выделенные в бюджете 1,5 миллиарда рублей замминистра назвал средствами невеликими, однако достаточными, чтобы определить наиболее эффективные формы поддержки МП. Минэкономразвития сформировало ряд критериев, по которым можно оценивать, в коня ли корм. Это прежде всего увеличение вклада малых и средних предприятий в экономику, их доля в ВВП. Ожидается, что она возрастет с 13,5 процента в текущем году до 20 процентов в 2008 году. Число бизнес-инкубаторов, создаваемых только в рамках данной среднесрочной программы, достигнет 110.
Одновременно минэкономразвития продолжает заниматься проблемой дерегулирования предпринимательской деятельности. Административные барьеры все еще велики. По данным "ОПОРы России", "административные расходы" съедают до 10 процентов выручки МП. Андрей Шаронов сказал, что в 2008 году эти издержки удастся снизить втрое. Он также сообщил о проводимой работе по переносу налоговой нагрузки с юридических лиц на физические.
На качестве принимаемых нормативно-правовых актов сказывается отсутствие четкого понятийного аппарата. Минфин, минэкономразвития, Центробанк, другие ведомства по-разному трактуют понятия, связанные с предпринимательской деятельностью. Например, нет единого мнения по определению малого бизнеса, микробизнеса, стартующего бизнеса, инновационного и т.д. В результате размыты границы между специфическим законодательством и обычным. Все эти "непонятки" призван снять новый федеральный закон "О государственной политике по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации", на необходимость разработки которого указали участники Всероссийской конференции представителей малых предприятий.
В Евросоюзе принят такой стандарт малого бизнеса: до 250 работников и до 50 миллионов евро годового оборота. Что касается численности, заместитель министра экономического развития и торговли России готов согласиться, а вот вторую цифру отверг как даже не подлежащую рассмотрению применительно к нашим условиям. Оно и неудивительно. Отечественный "потолок" малого бизнеса определен в 15 миллионов рублей оборота в год. Ведь 60 процентов "субъектов малого предпринимательства" занято торгово-посредническими операциями. А вот экономическим развитием куда как меньше. Поможет ли среднесрочная программа изменить пропорцию, узнаем в 2008 году.