12.05.2005 01:00
    Поделиться

    В Вологодской области скоро появятся тысячи новых чиновников

    Начальники будут

    Как известно из курса оптики, предметы при приближении к человеку увеличиваются. Реформа местного самоуправления призвана приблизить власть к населению. Не нужно быть физиком, чтобы понять, что произойдет в результате ее (реформы) проведения: в каждом регионе со следующего года появятся десятки и сотни новых территориальных образований, а вместе с ними и тысячи новых чиновников и депутатов.

    Скептики видят в этом одну из главных причин, которые сильно затрудняют проведение административной реформы: невозможно сразу найти на местах столько знающих и опытных чиновников и специалистов. А без этого, как и без полных бюджетов поселений, сложно рассчитывать на то, что новые образования справятся со своими функциями, среди которых содержание первичной медицины, школ, объектов ЖКХ, дорог и т. д.

    Но изменения поддерживаются на самом высоком региональном уровне – губернатор области Вячеслав Позгалев участвовал в комиссии по административной реформе.

    С момента выхода проекта 131-го Закона («Об общих принципах организации местного самоуправления») на территории области началась работа по его реализации. Было проведено несколько зональных совещаний с главами районов, заведующими организационными отделами, юристами, депутатами и главами поселковых и сельских администраций. Это была учеба. Разъясняли, каким образом будут строиться взаимоотношения между поселениями, районами и областью, как будут выстраиваться штатные структуры, и кто за что будет отвечать.

    – С первых шагов реформы мы не стали ей противиться, рассчитывать на то, что президент отступит и еще на год перенесет ее проведение. Мы сразу же, с 2003 года, занялись тем, что тогда было для нас доступно – отбором и подготовкой кадров для еще не сформированных муниципальных образований, – отметил Вячеслав Позгалев.

    В результате область посчитала себя готовой проводить выборы в органы власти поселений раньше, чем в остальных регионах страны: не поздней осенью, а в начале лета – 5 июня.

    В Вологодской области к существующим 28 муниципальным образованиям прибавятся 23 городских и 321 сельское поселение. Уже сегодня в областной избирательной комиссии говорят, что к выборам практически все готово – на посты глав новых поселений выдвинулись более 900 кандидатов, на 2980 депутатских мест в представительные органы власти – более 4,5 тысяч человек.

    Не до амбиций

    По словам и.о. директора департамента по работе с муниципальными образованиями Юрия Чеснокова, наиболее объемную работу пришлось проделать для привлечения кандидатов в депутаты представительных органов власти.

    – С депутатским  корпусом трудностей не было. Мы никогда не прекращали работу с тем активом, который у нас был с прежних времен – бывшими депутатами, со старостами. Большинство из них были задействованы в общественной работе разного рода советов, при главах администраций, – сказал Юрий Чесноков.

    Многие сами пожелали участвовать в выборах депутатов. По мнению председателя Законодательного собрания Вологодской области Николая Тихомирова, многие люди, имеющие опыт и подготовку, стараются что-то изменить вокруг себя.

    – Некоторые идут, чтобы реализовать свои амбиции – власть всегда привлекательна. Но есть опасность, что на практике они могут разочароваться, ведь здесь требуется постоянная кропотливая, черновая, и часто незаметная, работа, – пояснил Николай Тихомиров.

    Часть кандидатов составили бывшие военные. По мнению Вячеслава Позгалева, «они умеют управлять, имеют образование, опыт. Это готовые руководители и депутаты для органов местного самоуправления».

    – Большой ошибкой было в итоге реформы армии упустить большое количество молодых военных пенсионеров – от 35 до 45 лет, – говорит губернатор. – Обычно вспоминают о ветеранах и допризывниках и полностью забывают об этой продуктивной части кадрового резерва.

    В подборе кандидатов на посты глав поселений с самого начала ставка делалась на руководителей сельских администраций – людей с опытом и знанием работы. Но и некоторые из них, узнав о том, как много полномочий будет возложено на власть поселений и какими небольшими будут их бюджеты, поначалу отказывались идти на выборы.

    – Пришлось вести разъяснительную и в чем-то воспитательную работу, – рассказывает Юрий Чесноков. – Мы вместе с ними разобрали практику реализации закона, объяснили, что они не останутся один на один со своими обязанностями, что мы и районы в первую очередь заинтересованы в нормальной работе поселений. И люди пересмотрели свою позицию.

    С мандатом за парту

    Вместе с тем, в Вологодской области понимают, что с выборами не заканчивается работа с кадрами, а скорее, только начинается. Во-первых, нужно обучить избранных глав и депутатский корпус – ознакомить с кругом полномочий, каким образом они будут выполняться, обучить порядку деятельности депутатов, основам управления и этики. С помощью преподавателей местных вузов уже разработана программа обучения. Она будет строиться таким образом, чтобы люди не тратили время и деньги на приезд в Вологду, а занимались на местах.
    Во-вторых, кроме глав и депутатов поселениям нужны специалисты для выполнения ежедневной работы – экономисты, юристы, бухгалтера и т. д. Например, будет введена должность заместителя главы администрации, который будет руководить сельским хозяйством, дорогами, электро- и газоснабжением, противопожарной безопасностью, торговлей, связью, бытовым обслуживанием. Необходим и специалист по землеустроительным работам. Земля – это элемент имущества и дохода их бюджетов, а специалисты есть только в крупных администрациях. Возможно, одному человеку придется работать сразу на несколько поселений. 

    Решение этой задачи осложняется тем, что до сих пор еще не определено точно, какие функции будут переданы на уровень поселений. Вернее, по закону они определены, но на практике многое может измениться. Большинство глав поселений считает, что сферу ЖКХ нужно централизовать на уровне района – иначе появится разброс тарифов. Не в каждом селе есть школа, поэтому содержание общих школ будет решаться сообща. На другой уровень перейдут вопросы военного призыва, мобилизационной подготовки, сбора налогов.
    По словам Юрия Чеснокова, нет смысла передавать на уровень поселений крупные детские спортивные школы, культурно-оздоровительные комплексы, хотя в законе такое требование есть. И наоборот, не прописана судьба музеев, а также осуществление молодежной политики – этим придется заниматься и району, и поселениям.

    Поделиться