Уже с прошлого года фестиваль раскинул свою концертную афишу по городам центрального региона, а на этот раз Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра полетел осваивать отдаленные территории - Урал и Сибирь.
Маэстро нравится игра слов: подобно тому, как в России есть Патриарх Московский и всея Руси, почему бы и Московскому Пасхальному фестивалю не стать Московским и всея Руси? Во всяком случае, Патриарх Алексий II ежегодно благословляет эти музыкальные пасхальные празднества и в этом году лично приветствовал маэстро в Кремле по случаю его дня рождения, пришедшегося на второй день Пасхи.
Программы фестиваля всегда монументальны: здесь и хоровые программы коллективов разных стран Европы, и колокольные звоны, и выступления именитых солистов, но основную концертную серию составляют, безусловно, выступления оркестра Мариинского театра, известного во всем мире своей мобильностью и безразмерным репертуаром, что позволяет ему выступать практически в ежедневном режиме. Надо заметить, что до появления Пасхального фестиваля в Москве Мариинский оркестр слушали исключительно на Зальцбургском фестивале, в Лондоне или в Карнеги-Холл, в Париже или Филадельфии. Но теперь коллектив "обрусел": регулярно выступает в Москве на Пасху, завязал контакты с Московской филармонией, а в планах маэстро уже освоение глубинок России.
Возможно, поэтому наиболее ударной частью нынешнего Пасхального фестиваля оказалась поездка на Урал и в Сибирь, где в трех городах - Ханты-Мансийске, Челябинске и Екатеринбурге в течение трех дней оркестр дал пять концертов для самой разной аудитории: от учеников, обучающихся в Центре искусств для одаренных детей в Ханты-Мансийске, университетских студентов в Екатеринбурге (к слову, в стенах МГУ в Москве Мариинский оркестр также по традиции дает один концерт в рамках Пасхального фестиваля) до местной бизнес-элиты, съезжавшейся в концертные залы со всего края. Во всяком случае престиж посетить концерт оркестра Гергиева позволили выложить приличные суммы за билеты: в некоторых городах цены доходили до 5000 рублей, но были раскуплены мгновенно.
...Без незапланированных сюрпризов поездка не обошлась. В первые же часы полета обнаружилось, что по метеоусловиям самолет с музыкантами Ханты-Мансийск принять не может, и за несколько часов до концерта оркестр приземлился в совершенно другом городе - в Нижневартовске. Подобная ситуация возникала и в прошлом году, когда автобусы с музыкантами заплутали в лесах Костромской области, и вместо концертного зала оркестр оказался в глухой деревне. На этот раз под контролем губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Александра Филипенко, который, конечно, не научился еще, подобно московскому мэру, разгонять тучи над городом, Мариинскому оркестру все-таки удалось виртуозно проскочить в короткий "просвет" непогоды в пункт назначения и отыграть концерт с опозданием лишь в полтора часа. Но "мытарства" не могли не сказаться на состоянии музыкантов, которые после беспрерывных сорокадневных выступлений в Америке, трех концертов в Москве, открывших Пасхальный фестиваль и восемнадцатичасового перелета, естественно, не смогли выдать своей полной формы. Но маэстро удалось "реанимировать" коллектив на "Болеро" Равеля, когда мариинцы, даже ухом не поведя на технические накладки типа шума неотключенного кондиционера завели зал мощной энергетикой tutti и блестящими соло духовых.
Все концерты, которые оркестр играл в городах Урала и Сибири, имели разную программу, составленную из популярной классики: Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Стравинского, Прокофьева, Бетховена, вызывавшую неизменную стоячую овацию в зрительном зале. Для Гергиева же, впервые выступившего в Ханты-Мансийске, а в Челябинск попавшего во второй раз в жизни (много лет назад он участвовал здесь в парковом концерте вместе с оркестром Свердловской филармонии), особенно важной была встреча с Екатеринбургом, городом, в котором он дебютировал как дирижер и проработал полгода в отдаленном студенческом возрасте. Лучшие концерты этого турне как раз и состоялись на сцене этой обновившейся после реконструкции Свердловской филармонии. Во время перелета из Екатеринбурга в Москву маэстро Гергиев, резюмируя свои впечатления от поездки, сказал, что фестиваль и дальше будет расширяться по России. "В этом году у нас охвачено 20 регионов. Это огромные организационные усилия: отправить, устроить, принять, накормить, переправить инструменты. Но по реакции публики понятно, насколько нужны им эти концерты. Мариинский театр располагает огромными исполнительскими силами, огромным репертуаром, и мы готовы к сотрудничеству с любыми регионами, где губернаторы, городские власти, директора театров и арт-менеджеры окажутся заинтересованы в поддержании культуры и искусства. Подобные отношения с регионами должны быть для центра нормой".