Возмутителем спокойствия стал президент Венесуэлы Уго Чавес. В своей речи он произнес то, о чем до сих пор не решались говорить вслух другие участники встречи, - лидеры 12 южно-американских и делегации 22 арабских государств. Впрочем, большая часть арабских стран, не желающих портить отношения с Вашингтоном, подстраховались: вместо "первых лиц" на саммит приехали только чиновники.
Венесуэльский лидер выступил за "создание единого фронта против господства США". Чавес не скрывал своих замыслов. По его мнению, арабский мир и Южная Америка обладают самыми крупными месторождениями "черного золота". Чавес предложил участникам саммита создать неподконтрольную американцам организацию, которая могла бы стать альтернативой ОПЕК. И тем самым вступить в открытое противоборство с Вашингтоном.
Стратегические цели арабо-южноамериканского союза Чавес предложил подкрепить всемирной телевизионной сетью, единым банком и фондом для борьбы с нищетой и безграмотностью.
Столь радикальные изменения мирового порядка не понравились бразильскому президенту. Да Сильва предполагал, что на саммите пойдет речь о "новой международной экономике". Он рассчитывал, что в итоговую декларацию будет внесен пункт, подтверждающий согласие участников встречи на включение Бразилии в число постоянных членов ООН. Решение, ради которого, не исключено, Бразилия и затеяла этот саммит.
Теперь же усилиями Чавеса страна могла оказаться в центре международного скандала, который в любой момент угрожал окончательно похоронить мечту да Сильва о членстве Бразилии в Совете безопасности ООН.
Арабские лидеры восприняли планы Чавеса о политическом переустройстве мира как хороший повод для начала политического торга с южноамериканскими государствами. Его первые признаки возникли уже в первый день работы саммита. В обмен на подписание устраивающей южноамериканцев итоговой декларации арабы внесли в нее пункт, который закреплял "право других государств и народов сопротивляться иностранной оккупации".
Поскольку в течение саммита неоднократно звучала критика в адрес Израиля, а на самой встрече присутствовал лидер Палестинской автономии Махмуд Аббас, каждый участник саммита хорошо понимал, в чей огород брошен "камень".
Однако процесс согласования итоговой декларации вновь едва не сорвал Уго Чавес. На этот раз он предложил занести в документ пункт о том, что "США оккупировали Ирак". Эта инициатива вызвала резкий отпор со стороны иракского президента Джалала Талабани, который приехал в Бразилию с первым после своего избрания международным визитом. Впрочем, глава Ирака не стал нагнетать обстановку и предложил Чавесу обсудить возникшие разногласия за чашкой кофе.
Между тем саммит в Бразилии едва не стал причиной еще одного международного скандала. Бразильская полиция разоружила четырех американских охранников президента Джалала Талабани. Как заявили представители правоохранительных органов, телохранители не имели при себе бумаг, разрешающих им ношение оружия за пределами Ирака.