"Несмотря на стагнацию ряда секторов промышленности и общее замедление темпов роста российской экономики, быстрорастущие компании представляют самые различные отрасли", - с удовлетворением констатируют эксперты, готовившие этот рейтинг.
Доходы более двух десятков российских компаний растут крайне быстрыми темпами и за год удваиваются. Поэтому "продолжающиеся словесные баталии на тему "быть или не быть удвоению ВВП до 2010 года", наверное, у большинства топ-менеджеров быстрорастущих компаний вызывают как минимум непонимание", - пишет журнал.
Если вы думаете, что в лидерах фигурируют нефтяные монстры, то вы по большому счету заблуждаетесь - лидерство по числу растущих фирм захватили торговые сети, которые вместе заняли пятую часть объема списка лидеров. Чуть уступают им телекоммуникационные фирмы, и лишь вслед за ними шествует металлургия. Таким образом, в стране наблюдается подлинный потребительский бум (и торговля товарами, и торговля коммуникационными услугами, например, доступом в Сеть Интернет - это ведь все разновидности бизнеса, в котором напрямую участвует гражданин-покупатель). Не стоит, конечно, забывать, что ряд российских чиновников видят именно в таком опережающем развитии потребительского сектора источник потенциальной нестабильности российской экономики. Однако если опять же напомнить топ-менеджерам об этих опасениях, по крайней мере "здесь и сейчас", они также будут удивлены. В целом этот сектор можно причислить (с известными оговорками) к "новой экономике" (постиндустриальной): совокупная выручка представленных в рейтинге фирм такого рода составила 27,3 миллиарда долларов, а рост - 70 процентов, или 11 миллиардов долларов. Правда, последняя цифра сопоставима (в абсолютном выражении) с ростом выручки всего одной крупной нефтяной компании, которая, однако, в рейтинг не попала, поскольку в процентном отношении этот рост не столь впечатляющ.
Источник роста торговых и коммуникационных компаний - в изменении идеологи потребления, считают эксперты журнала. Советская модель поведения ("одна стиральная машина на всю жизнь") сменилась тягой к быстрой смене надоевших высокотехнологичных "игрушек", и тут, конечно, нет равных калейдоскопу, который царит на рынке сотовых телефонов. Средний молодой человек старается хотя бы раз в год заменить "мобильник", к чему его подталкивает как агрессивная реклама, так и быстрая смена самих моделей.
Однако лидер списка, стоящий в отраслевом одиночестве, все-таки занимается нефтью и газом, и что это, как ни доказательство, мягко говоря, незавершенности диверсификации экономики? Правда, сам руководитель этой фирмы, поделившийся с журналом секретом своего успеха, видит его в бережном подходе к клиенту, что сближает "идеологию роста" этой нефтяной компании и какой-нибудь торговой сети, успешно заманивающей покупателя высоким сервисом и демократичными ценами.
Среди главных препятствий для роста компаний, которые добились значительных успехов и могут выступать экспертами в таких делах, менеджеры называют кадровый голод (что может показаться неожиданным, поскольку считается, что в России с бизнес-образованием все более или менее в порядке) и слишком сложное регулирование торговой и телекоммуникационной отраслей со стороны государства. Кроме того, слабое развитие биржевых институтов в стране мешает большинству компаний подобного рода выйти на рынок корпоративных заимствований, то есть попросту размещать свои акции на бирже.
Таким образом, у значительного числа российских фирм нет проблемы роста как такового. Но, возможно, они еще не осознают, что есть другая проблема - устойчивого роста. Но о таких вещах на волне потребительского бума, когда кажется, что покупатель всегда будет платить за новую "феньку", задумываться не принято. Хотя даже наша недавняя история, например, с мобильными телефонами, умеющими выходить в Интернет, которые не принесли своим операторам ожидавшихся доходов, показывает, что карман гражданина все еще не слишком экономически развитой страны совсем не безграничен.