17.05.2005 01:00
    Поделиться

    Как гражданин России доказывал, что он им является

    предложили чиновники россиянину, чтобы стать ее гражданином

    Вместо нового российского паспорта майор милиции предложила земляку собрать документы для получения разрешения на временное проживание в России. Подобная процедура определена в нашей стране для иностранцев. Ошарашенный житель Комсомольска-на-Амуре от такого «непристойного предложения» отказался. Третий год «сделанный в СССР иностранец» из города юности, лишенный в один день всех прав гражданина РФ, пытается добиться правды.

    …Анатолию Дорохову повезло появиться на свет в первые послевоенные годы в советской Киргизии, куда его отца и мать позвала поработать Родина сразу же после Победы. Вряд ли предполагали тогда фронтовик Михаил Дорохов из Свердловска и его молодая супруга из Кировской области, что несколько лет ударного труда в братской республике обернутся через 53 года трещиной в судьбе их сына. С 1956 года рабочая семья продолжала свою биографию на новостройках Дальнего Востока.

    Пошел в школу, окончил ее, получил паспорт, устроился в местный леспромхоз, достойно отслужил срочную в одной из дивизий Приморья, а после армии работал на предприятиях Хабаровского края. В начале перестройки молодой человек уехал по приглашению друга поработать в советской Молдавии, где задержался до развала СССР. А когда страна уже разошлась по швам республиканских границ, Анатолий Дорохов в апреле 1992 года после восьмилетнего трудового марафона под Кишиневом, вернулся в свой дальневосточный город юности.

    Прописался у самых близких родственников (родители умерли) и продолжал трудовую биографию на заводе, где примерному рабочему-холостяку предложили комнату и временную прописку в общежитии. Когда пристанище для рабочих закрылось, его родная сестра пригласила жить к себе. Но Дорохову в постоянной прописке у родных было отказано на том основании, что при заселении в заводское общежитие кто-то из чиновников умудрился зарегистрировать Дорохова… как иностранного гражданина, временно проживающего на территории РФ.

    Далее паспортисты в милицейских погонах констатировали в своих отписках на имя комсомольчанина один и тот же, утвержденный руководством УВД, безликий факт: «…прибыл на территорию РФ в мае 1992 года из Республики Молдова. В связи с чем документов, …свидетельствующих о постоянном проживании на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992, года не имеет». В то же время городская прокуратура, контролировавшая дело «бомжа поневоле», обнадеживала Анатолия Михайловича заключением: «…Дорохов гражданство РФ не утратил, в связи с чем предлагается выдать паспорт и решить вопрос о регистрации по месту жительства».

    Представление руководителя надзорного органа Комсомольска-на-Амуре, внесенное начальнику УВД города с вопросом о выдаче российского паспорта россиянину, в этом году вернулось на круги своя в виде ответа от того же прокурора, предлагавшего на этот раз Дорохову снова обратиться за подробной информацией в службу, которая присвоила ему статус «зарубежного гостя». За последние годы, пытаясь восстановить права, которых никто не отрицал, но и не документировал, наш соотечественник прошел немало унизительных процедур.

    Помочь человеку без паспорта формально пытались все. Начальник паспортно-визовой службы утверждает, что лично помогала ему собирать пакет необходимых документов, но, как выяснилось, этот пакет был предназначен для иностранца, а не гражданина РФ Дорохова. Экс-россиянину до сих пор неясно, зачем майор милиции Татьяна Матвеева, начиная с 15 апреля 2003 года, регулярно продлевала ему действие «Миграционной карты» с пометкой «частная поездка».

    «Частная поездка» Дорохова в Россию длится уже полвека. А статья 14 федерального закона «О гражданстве», подписанного Президентом России ровно два года назад, между тем недвусмысленно гласит о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке лиц, которые «имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства».

    Дальневосточник Дорохов эти слова выучил наизусть, чтобы цитировать его офицерам УВД. Самое простое доказательство того, что в первые дни после развала Союза он не принимал гражданства Молдовы, Анатолий Михайлович пытался самостоятельно и безуспешно запросить в посольстве бывшей советской республики. Только на личный запрос от начальника УВД Комсомольска-на-Амуре из консульского отдела недавно пришел ответ. Консул В. Вылку рекомендовал гражданину Дорохову лично посетить его по московскому адресу на Рождественке, 7, имея при себе паспорт(!). Невдомек господам, что действительного паспорта у Дорохова теперь нет, а без него проблематично передвигаться даже в пределах родной улицы.
    Однако чиновники паспортно-визовых структур Комсомольска-на-Амуре от однажды приклеенного Дорохову ярлыка «иностранца» так и не отказались. «…Родился в Кыргызстане, да к тому же на момент развала СССР работал в Молдове», — аргументируют они свой отказ. Юристы, знакомясь с «делом гражданина без паспорта», единодушны в комментариях: если однажды выписанную Дорохову «миграционную карту», фиктивную по сути, руководство ПВС признает теперь таковой, значит распишется в нарушении прав человека и заработает неприятности по службе.

    Сегодня бдительные паспортисты, оправдывая свои действия, кроме того, ссылаются на другой, более молодой закон — «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Согласно его восьмой статье, «заявитель, до получения вида на жительство, обязан прожить в Российской Федерации не менее года на основании разрешения на временное проживание». В свою очередь, пытаясь объяснить «степень зарубежности» комсомольчанина аппарату Константина Пуликовского, куда Анатолий Михайлович обратился в поисках справедливости, начальник УВД города и вовсе «скаламбурил», назвав Дорохова «гражданином, который вправе обратиться о приеме в гражданство».

    «Гражданину без гражданства» пришлось созывать в зал заседания суда всех своих соседей, чтобы свидетели подтвердили факт его многолетнего проживания по комсомольскому адресу. Местный суд узрел истину, но в своем решении, кроме установления данного факта, районная Фемида добавила то, о чем Дорохов в своем заявлении вовсе не просил: «документировать его видом на жительство», таким образом, снова приклеив ему ярлык «иностранца».

    Парадоксальное «дело Дорохова» обошло все городские и краевые инстанции паспортно-визовых структур. «Иностранец» из Комсомольска Дорохов продолжает исправно платить налоги, работая на престижном предприятии города, и даже получает по адресу проживания приглашения принять участие в выборах губернатора Хабаровского края, но при этом лишен всех прав, прописанных в Конституции страны. В принципе, простого комсомольчанина из рабочей семьи в жизни устраивает практически все: и «человечное» начальство, и работа, на которой его ценят, и растущая зарплата, и квартира, в которой он проживает, и любовь родных людей, морально поддерживающих его в борьбе за гражданство, и купленный недавно автомобиль. Только поездить на нем не суждено. Чтобы зарегистрировать, в ГИБДД, как и везде, нужен паспорт. Медицинский полис, говорят медики, без него также недействителен. Слава богу, Анатолий Михайлович на здоровье жалуется редко.

    Начальники городской и окружной паспортно-визовых служб Комсомольска-на-Амуре, собравшись вместе на импровизированную прес-конференцию по «делу Дорохова», по-прежнему настаивали: комсомольчанину Дорохову, чтобы стать россиянином, необходимо для начала пройти путь иностранца в собственной стране и согласиться пожить в ней с «видом на жительство».

    — А если я соглашусь признать себя иностранцем, а меня снова обманут? Ведь тогда ни пенсии, ни прописки, никаких прав в течение пяти лет, но только уже на полном основании…, — спрашивает, глядя на меня и на уполномоченных вершительниц своей судьбы 56-летний соотечественник, готовясь на время «отказаться от Родины» и довериться обещаниям руководства паспортно-визовых служб. Контроль главной газеты страны — единственное, что я мог ему обещать.

    Поделиться