Ярославцы пьют воду с фенолом

Шесть тысяч под землей

В областное управление МЧС за сутки с небольшим поступило более 600 жалоб на качество воды. После этого и выяснилось, что случилось ЧП: так называемое зеленое масло – результат вторичной переработки нефтепродуктов – вылилось из переполненных дренажных колодцев, расположенных всего-то в километре выше по течению, чем находится главный городской водозабор. Городские власти срочно собрали заседание чрезвычайной комиссии, сброс нефтепродуктов приостановили, для нейтрализации вредных примесей в водопроводную воду добавили дополнительное количество реагентов.

Начало этой проблемы положено еще в 1933 году, когда был пущен в эксплуатацию Ярославский сажевый завод, входивший в состав первого отечественного резинокомбината. Сырьем для производства технического углерода (сажи) служило так называемое зеленое масло – смеси высокомолекулярных полициклических ароматических углеводородов, получаемых перегонкой продуктов пиролиза. Сырье в основном доставлялось нефтеналивными судами по Волге и на территории завода сливалось в открытые земляные котлованы, обмазанные глиной. За многолетнюю эксплуатацию завода грунт в непосредственной близости от Волги оказался насыщенным нефтепродуктами. Кроме того, на площадке происходили утечки продукта из металлических хранилищ и трубопроводов. Содержание его в грунтах и грунтовых водах сейчас, по оценкам специалистов, около 6000 тонн.

Впервые о заложенной экологической мине задумались в семидесятые годы минувшего века. В 1976 году была построена временная система, рассчитанная на двадцатилетний срок действия, с помощью которой нефтепродукты, просочившиеся в почву, должны были улавливаться и утилизироваться. До сих пор остатки этой дренажной лотковой системы  – единственное, что хотя бы частично перехватывает стоки углеводородов в Волгу.

Бывший сажевый завод давно уже переехал на другую площадку в другом конце города, а на этой территории располагаются несколько предприятий, в том числе и «Пак-систем». Именно на это предприятие и возложена обязанность по обслуживанию и контролю дренажной системы. Время от времени к накопителю подгоняют ассенизаторную машину и откачивают скопившиеся нефтепродукты.

Отчасти мониторинг состояния системы ведут и сотрудники расположенной по соседству лаборатории НИИ техуглерода, но поскольку деньги на исследования выделяются мизерные, то большинство работ проводится лишь по доброй воле. Несколько лет на берегу Волги высилась никому не нужная огромная стальная емкость диаметром 25 и высотой 10 метров, заполненная «зеленым маслом». В середине девяностых емкость лопнула и стала течь. Не подними ученые тревогу, тысячи тонн отравы прямиком хлынули бы в Волгу.

Пустили на самотек

Проблема загрязнения Волги и берега «зеленым маслом» обсуждается давно, но решения ее так и не найдено. В начале девяностых годов геологи провели на этой площадке изыскания и определили, что грунт пропитан нефтепродуктами на многие десятки метров. Потом договор на проведение изыскательских работ был заключен с геологической экспедицией города Александрова. Задача экспедиции состояла в том, чтобы выяснить направление движения дренажных потоков. Специалисты работали больше месяца, пробурили множество скважин, выбрали образцы грунта и воды. По итогам тщательных исследований предполагалось составить карту расположения и движения подземных нефтестоков.

Но потом у александровцев с ярославцами начались разногласия по оплате, и обиженные геологи уехали, не доведя работу до конца. А результаты ее сейчас очень бы пригодились.

Свой проект предлагали немцы. Но их метод выемки всей загрязненной земли и промывки ее на специальной установке обошелся бы бюджету тогда во многие миллиарды рублей.

Так все и пустили на самотек. А самотек этот идет в Волгу. Глубина дренажной канавы составляет всего 3 метра, а как показали результаты геологических изысканий, нефтепродукты пропитали грунт до 60 метров, потому глубоко под землей сформировались целые подземные нефтяные озера и ручьи, которые постепенно просачиваются в Волгу. В ходе изысканий также выяснилось, что при прохождении нефтепродуктов через грунт углеводородная смесь разделяется на фракции, и наиболее тяжелая и опасная часть, попадая в Волгу, не всплывает на поверхность, а движется в придонных слоях по течению в сторону городского водозабора, расположенного в километре ниже по течению. А труба водозабора лежит на дне. Сотрудники лаборатории НИИ техуглерода, работавшие в девяностых годах в сотрудничестве с александровской геологической экспедицией, после того как посмотрели пробы грунта и воды, добытые со дна Волги, тут же оборудовали у себя дома двухступенчатые роднички для очистки водопроводной воды.

Тяжелые ароматические углеводороды являются модельными веществами для вызывания онкологических заболеваний. Пары соединения, проникая через дыхательные пути, накапливаются в организме и вызывают генетические мутации, то есть сказываются болезнями и уродствами на будущих поколениях.

Что нам стоит мост построить

Ситуация усугубилась, когда в 2001 году в Ярославле началось строительство нового моста через Волгу. С точки зрения экологии место, где было решено возводить сооружение, выбрано крайне неудачно. Правобережный конец моста вклинивается в промышленную зону и с одной стороны вплотную примыкает к территории лакокрасочного предприятия, а с другой – к площадке старого сажевого завода, на которой и находятся залежи «зеленого масла». Вероятность того, что земляные работы на берегу вызовут усиленное попадание нефтепродуктов в Волгу, была очень велика. Так и произошло. Еще в самом начале строительства при подготовительных земляных работах случайно раскопали один из подземных ручьев, и наружу хлынул нефтяной поток. Вылилось по приблизительным оценкам литров двести – солидная бочка. Это неприятное происшествие вызвало немалую панику, съехалось начальство. Пошумев и поохав, ограничились тем, что на месте выхода нефтепродуктов поставили указатели «не копать» и работы продолжили чуть в стороне. Но нет никакой гарантии, что не потечет в другом месте.

Кроме того, поскольку земля пропитана углеводородным сырьем на значительную глубину, то часть потоков фильтруется через волжское дно. А значит, установка опор моста на дно, опять же, способствует более активному выходу нефтепродуктов.

В проекте строительства моста отмечено, что на месте строительства существуют залежи «зеленого масла» и что выбранный грунт должен вывозиться на специально отведенный полигон. В стадии разработки проекта речь было зашла и о необходимости сооружения вдоль берега защитной стенки, углубленной до уровня проникновения в почву нефтепродуктов. Но, поскольку это значительно удорожило бы строительство моста, от идеи отказались.

И тем не менее даже неспециалисту понятно – надо срочно что-то предпринимать, в кратчайшие сроки разрабатывать и осуществлять проект утилизации нефтепродуктов и предотвращения их активного выхода в волжскую воду.

Комментарии

Сергей Мелюк, главный санитарный врач области:

– Да, действительно 10 мая в водопроводной воде было обнаружено повышенное  содержание нефтепродуктов. Но, по нашим данным, оно было незначительным и не опасным для жизни. Для нейтрализации вредных примесей в системе подготовки водопроводной воды использовали дополнительные реагенты. Уже к вечеру 11 мая ее качество было близким к ГОСТу.

Владимир Овчинников, председатель комитета природопользования и охраны окружающей среды Ярославля:

– Дренажная система для улавливания нефтепродуктов находится на балансе ОАО  «Пак-систем», оно же несет обязанности по ее обслуживанию – это было одним из обязательных условий приватизации  предприятия,  и оно в общем-то этим занималось. Верхняя часть отстоянной жидкости, в которой содержались нефтепродукты, откачивалась, нижняя часть – вода – сбрасывалась в Волгу.  Видимо, в какой-то момент произошла «потеря уровня» – не отследили как следует, и вместе с водой потекли нефтепродукты. Сейчас сброс в Волгу полностью прекращен, вся жидкость из дренажных колодцев собирается временно в резервуарах на территории предприятия, ищем технологию по переработке. На месте аварии укрепляется берег, поднимается земляная отсыпка.

Материалы о допущенных нарушениях нами будут переданы в Ярославскую межрайонную природоохранную прокуратуру и в Федеральное агентство росприроднадзора.