В будущем году исполнится 10 лет, как наша страна стала членом этой организации. Однако, кажется, у нас об этом старейшем европейском институте, объединяющем 46 стран континента, по-прежнему знают недостаточно.
Совет Европы был создан в 1949 году как межправительственная организация, которая ставит перед собой задачи защиты прав человека, плюралистической демократии и верховенства закона.
В 1998 году российским парламентом были ратифицированы основополагающие конвенции СЕ, включая Европейскую конвенцию по защите прав человека и основных свобод и дополнительные протоколы к ней. Тем самым Россия признала обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека в Страсбурге и стала участником контрольного механизма за соблюдением прав и свобод человека.
Отношения России с Советом Европы развиваются, хотя не всегда просто, но в целом конструктивно в рамках планомерного процесса интеграции нашей страны в европейские институты. И мы позитивно оцениваем опыт нашего многолетнего сотрудничества.
В частности, мы признательны за содействие Совета Европы в построении правового государства, развитии демократии, защиты прав человека. В Москве отдают должное усилиям организации по выработке и распространению единых общеевропейских стандартов в этих областях.
Мы считаем, что приоритетным направлением сотрудничества России и Совета Европы является формирование общего европейского пространства в правовой, социальной, гуманитарной и культурной сферах.
В эпоху глобализации Совету Европы, как и многим другим институтам, вступившим в новый этап развития, предстоит найти свое место. Не секрет, что существует проблема возрастающего дублирования в деятельности таких организаций, как СЕ, ОБСЕ, Европейский союз. И необходимо принять меры по более четкому разграничению сфер деятельности и улучшению взаимодействия, в частности, в таком вопросе, как правозащитная тематика.
СЕ должен четко определить свою позицию в отношении новых вызовов и угроз, в первую очередь по проблеме борьбы с терроризмом, а также пути обеспечения защиты прав национальных меньшинств, свободы передвижения европейцев по всему континенту.
По российской инициативе в повестку дня в Совет была внесена проблематика свободного передвижения граждан между всеми странами - членами организации. Мы не случайно выделяем эти вопросы, поскольку они напрямую затрагивают многих россиян, которые в случае принятия положительных решений могут убедиться в значимости для них участия России в этой организации.
В Москве положительно оценивают работу Совета Европы, в том числе и ПАСЕ, на антитеррористическом направлении и в борьбе с оргпреступностью. Позиция России заключается в том, что эффективное противодействие терроризму должно сочетаться с обеспечением прав человека. Мы за укрепление международно-правовой базы сотрудничества в этой сфере. Приветствуем открытие к подписанию Конвенции о предотвращении терроризма и Конвенции об отмывании денег и финансировании терроризма, которые явятся конкретным вкладом Совета Европы в борьбу мирового сообщества с общим злом.
Участвуя в СЕ, Россия заинтересована в поддержании высокого авторитета организации, которая может многое сделать в практическом плане, в частности, по выправлению ситуации с соблюдением прав русскоязычных жителей Латвии и Эстонии. Не может не тревожить распространение расизма, национализма и ксенофобии в странах Балтии, попытки героизации нацизма. Мы надеемся, что Совет Европы, ПАСЕ обратят более пристальное внимание на эти проблемы. От этого престиж организации только повысится.
Есть в деятельности организации моменты, которые вызывают у нас настороженность. Считаем ненормальной ситуацию, сложившуюся в части мониторинга обязательств России, взятых ею при вступлении в Совет Европы. За прошедшее время при экспертном участии Совета в нашей стране проведена крупномасштабная правовая и судебная реформа, ратифицированы десятки нормативно-правовых актов Совета Европы, созданы механизмы и институты, в значительной мере приблизившие российское законодательство и правоприменительную практику к европейским стандартам. Российская сторона считает, что основные ее обязательства выполнены, и потенциал механизма мониторинга по сути дела исчерпан. Убеждены, что пришло время закрыть его, а по тем вопросам, которые могут возникать, перейти к режиму постмониторингового диалога, как, кстати, это было сделано в отношении стран Балтии. Ссылка на то, что Россия пока не ратифицировала Протокол об отмене смертной казни и это является, мол, препятствием, не убедительна, ибо уже почти 10 лет у нас в стране действует мораторий на исполнение смертных приговоров. Москва - за единообразное толкование стандартов Совета Европы для всех государств-членов, причем Россия не требует для себя каких-то поблажек, но и особые требования к нам предъявляться не должны.
Заметно, что на более высокий уровень вышло наше сотрудничество с СЕ в Чечне - от мониторинга в области прав человека к осуществлению реальных программ по налаживанию мирной жизни в Чеченской Республике и оказанию содействия в формировании республиканских органов власти и гражданского общества. В Москве положительно оценивают конструктивный настрой при проведении "круглого стола" по ситуации в Чечне, который состоялся по решению Политкомиссии ПАСЕ в Страсбурге в марте нынешнего года.
И последнее. С весны будущего года Россия будет председательствовать в Комитете министров Совета Европы. Среди приоритетов российского председательствования можно выделить следующие темы: дальнейшее развитие демократии, обеспечение прав человека и верховенства закона; консолидация усилий всех стран Совета на совместный поиск адекватных ответов на новые вызовы и угрозы, с которыми столкнулись народы Европы в последние годы; укрепление сотрудничества в правовой сфере; обеспечение более тесной социальной сплоченности на европейском пространстве; расширение связей в области культуры, образования, науки и спорта, среди молодежи.
Полагаем, что СЕ не должен замыкаться на правочеловеческой тематике, следует больше внимания уделять и другим направлениям. Для нас, очевидно, что права человека, принципы демократии должны реализовываться и в социальной сфере, и в области культуры и образования. Сужение сферы деятельности Совета неприемлемо.