Этот законопроект давно застрял в недрах аппарата, и нет сомнений, что стряхнуть с него пыль заставил президент после новосибирской встречи с флагманами российской ИТ-отрасли. А сам Путин явно действовал под впечатлением от посещения технопарков в индийском Бангалоре. Что же он там увидел и что его так впечатлило?
Уже более десяти лет назад, еще до вступления в ВТО, индийское руководство приняло решение о приоритетном развитии новых информационных технологий. Для исполнения своих фантастических по тем временам планов они пошли на беспрецедентные меры по созданию особых зон, в которых предприятия по производству микроэлектроники и программного обеспечения были освобождены от уплаты целого ряда налогов.
Этим индийским "малышам" на правах аренды были предоставлены помещения, высокоскоростной доступ к Интернету и телекоммуникациям. Зарубежные инвестиции в технопарки поощрялись правительством, были внесены изменения в таможенное законодательство.
Эти меры были помножены на ускоренную шлифовку английского языка, поддержку британской и американской индийских диаспор. Они были подкреплены новой парадигмой учебного процесса в лицеях, колледжах и университетах. В результате был собран невиданный урожай доходов в ИТ-секторе. Правительство Индии решило многие из собственных задач - изменение структуры экономики, занятость населения, улучшение качества образования и жизни граждан.
Можем ли мы сегодня повторить успех Индии?
На мой взгляд, не можем, и тому есть ряд причин.
Во-первых, ушло время. Интернет-бум позади, а мы, как говорят серферы, не успели поймать волну. Сегодня с нуля догонять индийцев, китайцев, корейцев, вьетнамцев нам не по силам. Не поймут нас и переговорщики по вступлению России в ВТО: сегодня немодно создавать государственные преференции каким-либо отраслям производства.
Во-вторых, мы опаздываем с реформой образования. Разве необходим диплом о высшем образовании, чтобы установить на новом рабочем месте компьютер, обновить программное обеспечение, набить простейший код? Нужно ли высшее образование оператору колл-центра (телефонистке)? А монтажнику телекоммуникаций (сварщику, слаботочнику)? Для всего этого достаточно окончить лицей (техникум по-старому). Именно таких специалистов сегодня не найдешь днем с огнем ни для банка, ни для телекоммуникационного гиганта, ни для среднего бизнеса.
Наконец, информационные технологии слишком глубоко проникли во все поры экономики. Можно себе представить, как в погоне за льготами в технопарке станут клеить радиочипы на коробку с водкой. Кто выступит арбитром в споре, высокие это технологии или нет?
Где же выход? Нужен закон или нет?
Совершенно ясно, что одним законом не обойтись - изменения должны затронуть Налоговый и Таможенный кодексы. Могу себе представить полемику о том, что нам важнее - производство программного обеспечения или, скажем, детского питания. Минэкономразвития уже приняло Закон об Особых экономических зонах - быть может, надо попробовать поработать с ним? А через год-другой, увидев недочеты, вносить изменения?
Да, нам нужны технопарки. Технопарки - инкубаторы новых идей, бизнесов и технологий. Не четыре, как это предлагается сегодня, а десятки. Технопарки, действующие под приглядом научных и университетских центров, с наблюдательными и попечительскими советами, налаженной и прозрачной системой отчетности. Технопарки, где не будет места криминальным схемам ухода от налогов и поиска необоснованных привилегий.
Если Федеральному Собранию и правительству удастся создать такой закон, общество двумя руками за него проголосует.
Ссылка по теме: Русские программисты учатся продавать