Хуже всего, что законопроекты могут стать реальностью. Недавно стало известно, что Украина собирается вернуть в госсобственность 68 процентов акций Запорожского алюминиевого комбината (ЗаЛК), принадлежащих российскому "АвтоВАЗ-Инвесту". Именно эту компанию в 2004 году приобрел российский же СУАЛ. Такое заявление сделала глава Фонда государственного имущества Украины Валентина Семенюк, сославшись на Хозяйственный суд Киева. Позже, правда, выяснилось, что суд такого решения не принимал, а на комбинат претендует не государство, а украинская торговая фирма КрАЗ, в свое время не сумевшая переиграть россиян на приватизационном аукционе. И государство если и получит актив, то лишь для того, чтобы передать его обиженным украинским олигархам.
Однако наступлением на СУАЛ аппетиты не ограничиваются. Г-жа Семенюк также заявила, что государство желает вернуть себе 18 процентов акций "Укртатнафты", которая, как кулуарно признается в деловых кругах, аффилирована с российской "Татнафтой". Аналитики не сомневаются, что после наступит черед непосредственных активов татарских нефтяников, которые, кстати, показали нелояльность абсурдному требованию киевских властей об искусственном, антирыночном сдерживании нефтяных цен якобы в угоду украинским аграриям.
Тема национализации наносит колоссальный вред экономике Украины в целом. Страдает хозяйство страны, может вырасти инфляция, замедлятся темпы экономического роста, упадут инвестиции
Вслед за "Татнафтой" за то же самое могут наказать и "ТНК-БП", которая выступала против "пролетарского диктата" г-жи Тимошенко особенно ярко. Анонимный источник из генпрокуратуры Украины заявил, что может зайти речь о деприватизации Лисичанского НПЗ, который принадлежит этой российской компании. И хотя официально генпрокуратура опровергла эту информацию, на сцену вышел украинский олигарх, председатель правления компании "Нафтогаз" Алексей Ивченко, и заявил, что его фирма будет требовать именно этого. То есть сам и засветился. Могут возникнуть проблемы и у второй российской алюминиевой компании - РУСАЛа, который настойчиво просят "доплатить" за Николаевский глиноземный завод.
Высшая власть Украины все-таки пока не решается на объявление открытой "войны" российскому капиталу. Но украинские олигархи, светлые лики которых маячат за каждым слухом о деприватизации, ее к этому активно подталкивают. Доходит до откровенного саботажа решений президента страны. Так, г-н Ющенко потребовал от своих подчиненных наконец-то изготовить прозрачный, а главное, конечный "черный список" предприятий, которые могут отнять у нынешних собственников. Ющенко заявил, что список надо изготовить не позднее чем через 10 дней, после чего "выгнать из нашей лексики сам термин - реприватизация". Однако первым, кто не подчинился приказу президента, был советник Юлии Тимошенко Дмитрий Выдрин, который сказал, что, если такой список и будет, то лишь через год. А за год, сами понимаете, можно принять много интересных судебных решений.
Конечно, на обывательском уровне идея отнять у чужих, вернув активы в собственность "родного" государства, выглядит крайне привлекательной. Но на деле все обстоит ровным счетом наоборот.
Во-первых, активы уйдут местечковым олигархам, которые отличаются от российских только тем, что у них и опыта ведения дел поменьше, и уровень зарплаты, который они предложат рабочим, будет явно не российский, а украинский. Во-вторых, даже если активами где-то завладеет государство, нужно иметь в виду, что еще нигде в мире государство не показало себя хорошим менеджером. Ну и, в-третьих, изгнание россиян станет плохим сигналом для остальных инвесторов. Ведь гонят-то их не из политических соображений, а из желания потрафить собственным олигархам, которые легко продлят свои интересы на любые другие активы, которые им понравятся.
комментарии |
Борис Немцов, советник президента Украины:
- Это не ситуация СУАЛа, коллизия касается в целом неопределенности в отношении собственности на Украине. Законопроект о деприватизации в Верховной раде не обсуждался, тот вариант, который я видел, ужасен. Деприватизация, согласно этому документу, может коснуться любого предприятия. Списков, о которых говорит президент Виктор Ющенко, я тоже не видел, но думаю, что составление любого подобного списка в высшей степени субъективно. Тема национализации наносит колоссальный вред экономике Украины в целом. Страдает хозяйство страны, может вырасти инфляция, замедлятся темпы экономического роста, упадут инвестиции. Деприватизация противоречит экономическим интересам Украины. В частном случае с компанией "СУАЛ" можно сказать все то же самое. Это нормально работающая компания, пополняющая бюджет, создающая рабочие места. Я постоянно выступаю против такого сценария событий и в России, и на Украине. Но я всего лишь советник, а советника слушают не всегда. Хотя в данном конкретном случае лучше бы прислушаться.
Борис Шмелев, директор Центра сравнительных политических исследований ИМЭПИ РАН:
- Проблемы СУАЛа, видимо, будут решаться в общем комплексе отношений между Россией и Украиной, в рамках той внутренней политики, которая проводится правительством Тимошенко. А эта политика направлена на усиление государственного контроля над экономикой, поскольку это необходимо, чтобы выполнить обязательства, которые команда Ющенко давала избирателям накануне выборов. Нужно учитывать и то, что вся политика правительства Тимошенко строится с учетом подготовки выборов в парламент, а потому политика в значительной мере популистская.
И хотя российский бизнес получал гарантии спокойной работы на Украине, тем не менее возможны крутые повороты. Но все-таки мне кажется, что сторонам удастся договориться, поскольку последствия от реализации идей "деприватизации" будут для украинской экономики довольно тяжелые.
Аркадий Вольский, президент РСПП:
- Получается, что мы попали первыми в список предприятий, подлежащих деприватизации. Эта деприватизация несет на себе явную антироссийскую направленность: сначала СУАЛ, на очереди РУСАЛ, а о европейских или американских активах ничего не слышно. Если ситуация будет развиваться по нынешнему сценарию, возможно резкое обострение отношений между Россией и Украиной.
Дитмар Штюдеманн, посол Германии на Украине:
- Власти и крупному бизнесу после "оранжевой революции" пока не удалось наладить взаимный диалог, без которого экономические и социальные преобразования могут идти медленнее, чем хотелось бы. Новое политическое руководство страны пока не выработало стратегию своей экономической политики, а также сохраняет неопределенность в вопросах реприватизации и гарантий инвесторам. Власть пока также не готова к критике со стороны крупного бизнеса.