19.05.2005 23:00
    Поделиться

    После трагедии в Хабаровске инспекторы проверили 447 автобусов

    Когда прокуратура, ГИБДД и госавтонадзор стали совместно расследовать ЧП, практически сразу выяснилось, что водитель злополучного автобуса был принят на работу со множеством нарушений. Владельцу транспортного предприятия нужно было срочно выпустить на маршрут автобус, который почти месяц простаивал в парке. Нового водителя взяли на работу фактически за один день. Он не прошел положенной месячной стажировки на маршруте. Работодатель не поинтересовался прошлым нового сотрудника. Есть данные, что этот мужчина был уволен из ХПАТП "Северный" за пристрастие к спиртному.

    По одной из версий прокуратуры именно последствия длительного запоя явились косвенной причиной автокатастрофы. Еще одна любопытная деталь. По медицинским картам зрение водителя даже с линзами - минус 2. Как такой человек прошел медкомиссию на право управлением транспортным средством - загадка, которую разгадывают правоохранители.…

    С 7 часов утра на хабаровские улицы выехали 24 патрульных экипажа. 50 госавтоинспекторов заняли посты на маршрутах движения пассажирского транспорта. Параллельно с ними дежурили восемь представителей управления госавтонадзора. Уже к 12 часам дня милиционерам пришлось свернуть рейд. Каждый четвертый остановленный для проверки водитель коммерческого автобуса имел нарушения.

    - Результаты рейда неутешительны, - говорит Михаил Хомицкий, заместитель начальника УГИБДД Хабаровского края. - В сфере коммерческих пассажирских перевозок творится полный беспорядок. Нарушают закон и водители, и их работодатели. 25 водителей автобусов задержаны за управление транспортным средством без водительских прав, 17 - за нарушения правил перевозки. Один из водителей умудрился загрузить в салон ПАЗа 60 пассажиров. Максимальная нагрузка же этого автобуса - 42 человека. В маршрутных "Газелях" салоны наполняют чуть ли не в два раза больше, чем положено. 40 автобусов вышли на линию, имея технические неисправности. Водитель на 14-м маршруте вообще оказался пьяным. Еще одного шофера задержали по подозрению в управлении в состоянии наркотического опьянения.

    На нарушениях попадались водители разных автобусов, но при этом принадлежащих одной фирме. Инспекторы насчитали как минимум пять предприятий, в которых водители недобросовестно относятся к пассажирским перевозкам. Кроме того, выявлены один случай перевозки людей без лицензии и лицензионной карточки, четыре случая управления автобусом без путевого листа.

    В основном правила нарушают именно водители. Если же есть вина владельца автофирмы, то бизнесмен всячески пытается свалить ее на своего работника. За нарушение правил "Соблюдения лицензионных требований и условий перевозки" штраф 100-200 рублей. Правда, в отдельных случаях предприниматель может лишиться лицензии. Контролировать работу фирм, занимающихся пассажирскими перевозками, вообще очень сложно. На конкурс по распределению маршрутов частные фирмы наводят на автобусах лоск. Но когда дело доходит до работы, тут и начинается сплошной беспорядок.

    - Устроиться водителем к коммерсанту проще простого. - рассказывает Владимир М., водитель автобуса. - Нужны только водительские права с категорией "Д" и медицинская справка. Чаще всего заключается простой трудовой договор, без записи в трудовой книжке. Зарплата по документу назначается минимальной. Есть вариант, когда работаем за процент от выручки. А дальше начинается охота на пассажира. Шоферу его хозяином устанавливается план практически на всех маршрутах. Сумма выручки зависит от прибыльности маршрута и наполняемости автобуса. На "Газелях", к примеру, надо сделать в день 2 тысячи, на 25-м маршруте - 5-6, на менее прибыльных - 2,5-3 тысячи. То, что заработано свыше плана, делится между водителем и кондуктором. Коммерсантов мало интересует эта сумма. Как водитель будет план выполнять, неважно. Вот и начинаются гонки с преследованием и матами в радиоэфире. Для каждого водителя коллега с другого маршрута или фирмы - почти враг. Он пассажиров забирает, то есть зарплату.

    Большинство водителей коммерческих автобусов – бывшие работники муниципальных автопредприятий. Все друг друга знают и без веской причины стараются друг другу нервы не портить. О каких законах и безопасности вы говорите, когда речь идет о деньгах!

    Вот и набивают автобус до упора, пока по швам трещать не начинает. Медосмотр в некоторых фирмах - чистая формальность. У моего знакомого пустые путевые листы уже с печатью и подписью врача лежат. Выезжай в рейс хоть пьяный, хоть под кайфом. Правда, все-таки таких, кто за рулем пьет, среди нас мало. Да и мужики в большинстве своем с большим опытом вождения. Не один год по этим же маршрутам колесили.

    Облавы на недобросовестных водителей коммерческих автобусов продлятся меньше месяца. В Хабаровске около 700 коммерческих автобусов и почти 232 фирмы, занимающиеся пассажирскими перевозками. И даже после наказания далеко не все водители и предприниматели начинают соблюдать законы. Наказания слишком мягкие, а деньги, которые крутятся в этой сфере, очень большие.

    Поделиться