В Москве на 57-м году жизни не стало народной артистки России, лауреата Государственных премий СССР и РСФСР Натальи Гундаревой. Она умерла 15 мая в 10 часов утра.
Хоронить ее пришло много народу. Люди плакали и аплодировали. "Это ее последний аншлаг", - сказал Иосиф Кобзон. В метро, на улицах люди только и говорят о Гундаревой: "А слышал? Сколько ей же было лет? А дети остались? А какое у нее было лицо в гробу?"
Лицо у нее было спокойное, как будто она только что заснула...
Родных у нее не осталось, оказывается, у нее был в жизни только т е а т р и зрители.
Свою верность последние четыре года проявил к ней Михаил Филиппов. Но рядом с ним был его сын...
...19 июля 2001 года Наталья Гундарева была доставлена с диагнозом "обширный инсульт" в НИИ скорой помощи имени Склифосовского. Врачи этого лечебного заведения сделали все, чтобы спасти актрисе жизнь. После курса восстановительных мероприятий Гундарева была переведена в НИИ нейрохирургии имени Бурденко.
Тогда умерла ее мама, но Гундаревой даже об этом не сказали.
Четыре года за нее боролись не только врачи. За нее молились близкие. За нее боролся ее муж, артист "Маяковки" Михаил Филиппов, школьная учительница Евгения Васильевна Галкина, у которой она постигала первые секреты актерского мастерства, воплотив потом на сцене русский национальный характер.
А начиналось все, как у всех. После девятилетки она пошла в вечернюю школу. Затем работала в конструкторском бюро: занималась реконструкцией железобетонных комбинатов - она хорошо чертила. Но еще в школе полюбила театр.
Наталья Гундарева родилась на исходе лета 28 августа 1948 года. "В эту пору в средней полосе России, откуда она родом, редко стоит знойная погода".
Жаркая кустодиевская плоть. "Такие женщины, как она, созданы не для того, чтобы цвести, а для того, чтобы плодоносить. В ее ролях никогда не было недосказанности, неопределенности: вся она перед зрителем - как под ярким солнцем, ни один закоулок души не сокрыт в тени. Словом, была не женщина - лето. Ее называли "сладкой женщиной".
Лучшие ее роли те, в которых чувствовалось дыхание осени: "Осенний марафон" Данелии, "Отпуск в сентябре" Мельникова, "Сладкая женщина", "Вас ожидает гражданка Никанорова", "Подранки", "Однажды двадцать лет спустя", "Небеса обетованные", "Собачий пир", за который она получила "Нику".
Гундарева - женщина преданная. В 1971 году после "Щуки" ее позвал к себе в театр Андрей Гончаров, и с тех пор у нее был свой, неизменный режиссер, своя, неизменная публика. Театр для Гундаревой, как верно замечено, - не романтическая любовь, не бурные "романы".
После фильма "Здравствуй и прощай" зрители в нее поверили - на экране она была такой же простой, как и они. После фильма "Осень" зрители решили, что она выросла и родилась в деревне - героини Гундаревой настолько сильные, что мужчины рядом с ней казались слабыми.
- Я очень хорошо знаю своих героинь, - признавалась мне Наталья Георгиевна, - вижу, как они вечером торопятся домой, усаживаются с сумками в автобус. Даже когда они кокетничают - выглядит это угловато. И даже когда ей предложили сыграть роль по пьесе Э. Радзинского "Я стою у ресторана - замуж поздно, сдохнуть рано", - это была роль все на ту же женскую тему.
Ей хотелось писать стихи, рисовать, она даже начала писать книгу...
Когда умер Шукшин, Л. Федосеева-Шукшина не могла от горя продолжать работу над фильмом "Они сражались за Родину" и Гундарева озвучивала ее роль. Ее об этом попросила сама Шукшина.
О чем она сожалела?
О детях... У нее всегда была на первом месте работа. И это опережало явную необходимость завести ребенка. Работу, считала, доделаю, а потом... Все ставила в зависимость от работы. А работала вечно очень много. Но ее помнят все дети, все воспитатели из московского детского дома, где снимался фильм про хозяйку детского дома.
Как только раздавался третий звонок, она - уже не она. "Делаешь шаг на сцену, попадая в полоску света или темноту, - и жизнь преображается. Актер уже не властен над собой. Профессия странная, она ведь предательство в себе заключает: когда снимаешь свою одежду, оставляешь привычки, и, по сути, предаешь самого себя, становишься кем-то другим".
Про себя Гундарева говорила, что она не сахар: характер упругий. "А у нас, чтобы к тебе хорошо относились, нужно по крайней мере... умереть. Тогда все начинают страдать, говорить, какая ты была хорошая. Все становятся твоими друзьями..."
С предателями она не общалась. Причем даже если эти люди каялись потом перед ней, подходили к ней в Прощеное воскресенье. Предательства не выносила больше всего в жизни. Другие слабости еще можно простить. "Предательство - это значит, что ты остаешься без тылов, что построил свой замок на зыбучих песках. И у тебя в жизни ничего не остается."
Она повторяла, что "жить страшно. Но есть тихая надежда, что Бог не оставит своей милостью; может быть, все это произойдет в одночасье, чтоб не висеть тяжким грузом на тех, кто рядом с тобой. А уйдешь, оттолкнувшись одной ногой от земли..."
Я ее спросила: "С какими словами вы засыпаете?"
"Господи, сохрани!" - сказала она. И пояснила, что это значит "не дать ей сойти с ума от успеха и не перепутать театр с жизнью".
В брак она не верила. Главное, чтобы мужчина был друг. С мужем Михаилом Филипповым долго дружила, не зная, что будут вместе жить: "Муж умнее меня, но я лидер". Еще она говорила: "У нас актер бездарный и актер одаренный живут одинаково. И это неправильно".
Она признавалась, что ни о чем не сожалела, кроме того, что не родила детей. Много видела, много просмеялась и прострадала... Почувствовала объем жизни и не отказалась бы ни от одного своего дыхания.