Социологи вынуждены констатировать, что ежегодные половодья, сметающие целые поселки, пока не убедили людей страховать жилье. Лишь взаимоотношения на дорогах приобретают определенные цивилизованные черты после введения обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов.
Причина: все еще во многом массовое социальное сознание, с его надеждой на опеку со стороны государства, и сравнительно низкий уровень доходов, при котором далеко не в каждом семейном бюджете найдутся деньги на страховой полис. Вот, пожалуй, главный вывод, который можно сделать из итогов опроса полутора тысяч человек старше 18 лет, живущих во всех регионах России.
Застрахованными, среди опрошенных, оказались примерно 40 процентов. У остальных не обнаружилось никаких полисов, кроме обязательного медицинского страхования. Среди застрахованных примерно половина (20 процентов) - обладатели "автогражданки", около четверти купили медицинскую страховку ДМС, прочие виды страхования привлекли к себе не более 4 процентов населения. Естественно, обилие ОСАГО обеспечивается прежде всего обязательностью ее наличия.
ВЦИОМ интересовался материальным положением респондентов. В группе с низкими доходами пользуются страховыми услугами 30 процентов, а в группе с высокими - 60 процентов. Люди со средними доходами делятся в этом отношении пополам. Так что вполне банальное утверждение о наличии прямой зависимости между наполнением кошелька и склонностью обезопасить свою жизнь еще раз подтвердилось.
Однако здесь есть одно "но": оно подтвердилось именно "в среднем". Если взглянуть на отношение людей к различным видам страхования, то можно обнаружить интересные вещи. Например, почему-то люди из группы с высоким уровнем дохода не хотят страховать свое имущество. То ли они не слишком боятся его потерять, то ли не хотят "светиться" перед налоговыми органами, раскрывая размеры собственности. А преобладание среди страхователей-автомобилистов пользователей КАСКО объясняется не только стремлением граждан покупать дорогую страховку дорогим автомобилям, но и "обязаловкой" при покупке дорогой машины в кредит - покупка именно такой страховки является обязательным условием кредита.
Между тем ВЦИОМ на основе опроса попытался сделать прогноз поведения страхователей в течение 2005 года, обозначив несколько сценариев поведения граждан. Выяснилось, что в ближайшей перспективе страховой полис намерены приобрести 36 процентов населения (среди них уже застрахованных - 25 процентов, а не имеющих никаких полисов - 11 процентов). Если все они говорят правду, а не пытаются выдать желаемое за действительное, то в текущем году количество застрахованных вырастет, и довольно значительно.