Конкурс, состоящий из второразрядных певцов из разных стран, предполагает особый акцент на национальные традиции. Однако главным моментом оказывается не общеевропейская солидарность, которой от такого мероприятия логично ожидать, но коммерческий эффект.
Понятно, что каждая "Фабрика звезд", Operacion Triunfo или как бы там она ни называлась в разных странах - это проект, предполагающий не столько открытие новых талантов, сколько вложение определенных средств с последующим получением дивидендов. И "Евровидение" в этом плане представляет собой этакую более масштабную общеевропейскую "Фабрику звезд". Следуя условиям, каждому участнику нужен хит, который с первого же прослушивания полюбится слушателям из других стран. Другое дело, что задача эта практически невыполнима. Значит, брать надо чем-то иным, и любопытно было посмотреть, кто из участников нынешнего конкурса какой аттракцион придумает.
Певица с Мальты Чиара запомнилась нестандартным внешним видом: добродушная симпатяга-толстушка, одиноко стоящая на сцене, тронула россиян на все 12 баллов. Внешностью пыталась взять "израильская Бритни Спирс" Шири Маймон, киприот Константинос Кристофору, активно подражающий Рики Мартину, трио испанок Son del Sol, напоминающее Las Ketchup, - все в глубоких декольте и развевающихся юбочках. Исполнительница из Македонии сделала ставку на акробатику и уселась на шпагат, молдаване Zdob Si Zdub отличились пресловутой старушкой с барабанами, а норвежцы из группы "Виг Вам" - гламурным видом в духе 80-х годов.
Однако наиболее успешной осталась стратегия, в прошлом году с блеском апробированная Русланой, - сделать простой и непритязательный, но при этом яркий и эффектный номер с подтанцовкой. Последовавшие ее примеру в нынешнем году турки и албанцы внакладе не остались, заняв достаточно высокие места.
А что же сделала Наталья Подольская и ее команда для того, чтобы запомниться? Нельзя сказать, чтобы эта девушка кого-то поразила нарядом или внешними данными. Песня тоже не ахти - явно не то, что Дробыш писал, например, для певицы Валерии или Стаса Пьехи. Возможно, именно в этом причина Наташиного неуспеха. Впрочем, наверное, дело в общем впечатлении добропорядочной и симпатичной блеклости, которое наша исполнительница произвела на членов жюри.
Что касается политичности конкурса, о которой так принято говорить, то это вопрос спорный. Очевидно, что соседи выставляют оценки друг другу не только в силу политических отношений, но и по соображениям близости национальных культур. Ясно, что Мальта ставит 12 баллов Греции не потому, что у них, может быть, министры культуры дружат и на совместной рыбалке договорились, а потому что мальтийцам импонирует близкая им по духу балканская культура. Но то, что Россия и Украина так поскупились в отношении друг друга, в самом деле означает кризис их геополитических отношений, которые не смог спасти даже оранжевый цвет волос Подольской. По этой теме очень хорошо высказался как-то Рейнард Кауперс, лидер латвийской группы BrainStorm, занявшей 3-е место на Евровидении в 2000 году: "Политика, несомненно, присутствует, но выражена здесь не напрямую. По идее единственный повод называть конкурс политическим - это то, что соседние страны голосуют друг за друга. Что, в общем, неплохо. Ведь когда у вас кончается соль, вы идете за ней к своему соседу, а не к тому, кто живет на другом конце города, да? Но все-таки не надо надеяться на соседей, надо просто делать качественное шоу".
Андрей Захарьев
МОСКВА