Катастрофа истребителя МиГ-29 могла серьезно ударить по ряду программ в сфере военно-технического сотрудничества. В частности, за расследованием причин гибели российского боевого самолета и его пилота очень внимательно следили в Индии.
Теперь, пусть и предварительно, но картина прояснилась. Как стало известно из сообщений со ссылкой на одного из членов комиссии минобороны, пилот истребителя попытался без разрешения руководства полетами выполнить на предельно малой высоте фигуру высшего пилотажа - "бочку", но что-то не сложилось. А чтобы самолет не упал на дом, где были люди, летчик Валерий Гусев бросил его в отвесное пике, сам попытался катапультироваться, но было уже поздно...
Окончательные выводы о причинах катастрофы МиГ-29 будут сделаны после получения результатов летно-технической экспертизы, но уже ясно, что сам по себе истребитель нареканий не вызвал. И это очень важно.
МиГи долгие годы были самым ходовым товаром в области военно-авиационного экспорта. МиГ-29, к примеру, находится на вооружении ВВС почти тридцати стран. Одним из основных покупателей наших истребителей была и осталась Индия. МиГи подкупают своей видимой простотой, относительной дешевизной и высокой боевой эффективностью. Не случайно их прозвали "солдатами неба".
На рынке оружия царит очень жесткая конкуренция. Неудивительно, что критиков и откровенных недоброжелателей расширения военно-технического сотрудничества Индии и России в области боевого авиастроения более чем достаточно. Поэтому-то за расследованием причин катастрофы в Тверской области очень внимательно следили и далеко за пределами нашего государства.
Дело в том, что в стадии реализации находится интереснейший проект создания специально для ВВС Индии принципиально нового варианта корабельного истребителя МиГ-29К на базе разработок еще советского периода. И малейшая проблема с МиГами в самой России тут же максимально раздувается, подается как свидетельство российской технической отсталости, заведомо низкого качества даже самых лучших наших истребителей.
Действительно, МиГ-29 в боевом строю уже более двадцати лет. Однако известно, что планер этого истребителя настолько удачен, что, по мнению специалистов, не устареет еще лет тридцать. Двигатели РД-33, особенно модернизированные, отвечают самым жестким требованиям высокоманевренного боя. Впрочем, сами по себе планер и двигатель, какими бы идеальными они ни были, не решают всех проблем без системы управления, без того, что можно назвать электронным мозгом истребителя. И вот здесь наши специалисты оказались, как ни странно, впереди планеты всей, хотя существует весьма распространенное мнение, будто бы во всем, что касается электроники, мы отстаем от продвинутого Запада.
Сложилось твердое предубеждение, что российское приборостроение далеко отстало от мирового уровня. И когда решался вопрос о разработке экспортных версий наших истребителей для Индии, инозаказчики настояли, чтобы начинка борта была не чисто российской, а включала электронные компоненты, произведенные в Германии, Франции, Израиле, ЮАР, в других странах. Увязать же воедино все, что в едином комплексе никогда не работало, должны были тем не менее российские приборостроители. Решать эту задачу, которая казалась в принципе неразрешимой, пришлось научно-производственному коллективу под руководством генерального конструктора Гиви Джанджгавы.
Образно говоря, нашим специалистам предстояло впрячь в одну упряжку коня, трепетную лань, лебедя, рака и щуку. И они с этим делом справились! Первым истребителем, в котором удалось интегрировать электронные компоненты разных производителей, стал Су-30МКИ. Вторым, по всей видимости, будет МиГ-29К, при создании которого будет учтен и развит опыт, накопленный при работе над индийской "сушкой".
Как утверждает директор научно-производственного центра "ОКБ им. А.И. Микояна" Владимир Барковский, корабельный МиГ будет относиться к поколению четыре с двумя плюсами. По сути, создается машина практически пятого поколения.
МиГ-29К лишь внешне похож на своего прародителя, проектировавшегося когда-то для авианосца "Адмирал Кузнецов". Внутри же истребитель, создаваемый для индийского авианосца "Викрамадитья", будет самолетом ХХI века.
Новый МиГ-29К оснащается полностью "стеклянной" кабиной. То есть летчик получает всю информацию с экранов дисплеев, на панели управления нет ни одного стрелочного электромеханического прибора. Истребитель имеет систему цифрового дистанционного управления, открытую систему борта на мультиплексной шине, что позволяет соединять в единый боевой комплекс системы самых различных производителей и проводить дальнейшую модернизацию машины. На истребителе установлена бортовая радиолокационная станция "Жук-МЭ" новейшей конструкции, позволяющая вести одновременный обстрел четырех воздушных целей, а также работать по наземным и морским целям. А система дозаправки даст возможность заправляться в воздухе не только от летающих танкеров российского производства, но и тех, которые используются в странах НАТО.
В дополнение к "стеклянной кабине" предусмотрена нашлемная система целеуказания. Пока работы ведутся с системой израильского производства, но, как считает Гиви Джанджгава, наиболее оптимальным может стать шлем, оборудованный аналогичной системой французского производства.
Еще одно новшество, которое не применялось ранее, это - флэш-карты для ввода полетного задания в системы самолета перед вылетом и съем всей полетной информации после приземления. Суть в том, что наземные службы с учетом данных разведки могут спокойно и тщательно подготовить всю программу полета и боевого задания в цифровом виде. Данные, занесенные в память "флэшки", поступают в систему управления истребителем сразу после ее активации. А во время полета на флэш-карту, как в своеобразный "черный ящик", записываются все технические параметры и фиксируются все действия летчика.