24.05.2005 02:00
    Поделиться

    Северная Осетия осталась без президента

    Председатель парламента республики Таймураз Мамсуров перед голосованием обратился к своим коллегам со словами: "В стране очень много работы, но это не означает, что все должны работать президентами. Президент в стране должен быть один, десятки президентов в одном государстве - это политико-правовой нонсенс".

    Голосование прошло без каких-либо возражений или дебатов - изменение в Конституции республики было заранее согласовано со всеми фракциями. Косвенно это подтвердил сам спикер парламента. На вопрос корреспондента "РГ", а что, собственно, изменится от переименования, Мамсуров ответил, что обязанности и ответственности у Дзасохова не убавится, но и известная поговорка про горшок и печку в данной ситуации не уместна.

    Во-первых, статус главы республики все-таки не такой, как у президента, что отражается даже в названии. А фразу о том, что стране достаточно одного президента, можно рассматривать как начало конца "парада суверенитетов". Сейчас в России помимо глав регионов есть 14 президентов. Депутаты Осетии надеются, что их примеру последуют парламенты других республик. Но поначалу только тех, где сильная власть.

    И это второй урок из "тихого" голосования в осетинском парламенте, который показал, что местная власть уверена в себе. В противном случае такое спокойное голосование, без политических всплесков, было бы невозможно. Подтверждением может служить отставка парламента в Адыгее. Президент республики распустил местных законодателей, как только те попытались объявить ему импичмент. Там долгое время накапливались противоречия с соседним Краснодарским краем, тормозившие развитие единственно прибыльной отрасли в республике - туризма. Турбазы можно построить только в предгорье, а значит, на территории Краснодарского края. Договориться по взаимовыгодному их строительству, эксплуатации и налогообложению не удалось. Страдают и транспортники - водители ездят в объезд Адыгеи, потому что край не хочет строить дороги "не по своей" территории. А сам адыгейский лидер, богатый бизнесмен, мало этим интересовался и вообще большую часть времени проводил в Швейцарии. Но когда встал вопрос о его импичменте, он достал из-под сукна бумагу от 2002 года, когда местный парламент провел заведомо неконституционное решение, и дал ей ход.

    В Северной Осетии накануне голосования в парламенте на центральной площади Владикавказа оппозиционеры провели митинг. Заявлялось 10 тысяч, но собралось всего около 250 человек. Примерно семьдесят из них оказались дзасоховскими сторонниками, они пришли со своими плакатами. Из всех выступлений выделялось только одно - представительницы "матерей Беслана" Сусанны Дудиевой, она искренне и проникновенно говорила о коррупции, которая, по ее мнению, и стала основной причиной, почему террористы легко захватили школу. Как бы там ни было, но даже участники оппозиции признают: смена названия должности главы республики происходит не по их настоянию и не под давлением митинговой демократии. Оппозицию в Осетии, говорят они, не зажимают. Не потому, что свято чтут принципы демократии, а просто не боятся.

    Поделиться