25.05.2005 04:30
    Поделиться

    Президент рассказал правительству о бюджетной политике

    Главное его отличие от предыдущих подобных документов в том, что Владимир Путин формулирует свои задачи не только на один год, но и уделяет большее внимание среднесрочной перспективе. И в числе наиболее интересных президентских экономических наказов - не трогать Стабилизационный фонд, используя его только для накопления средств и погашения внешнего долга, продолжить налоговую реформу, в том числе в части снижения НДС и его унификации, а также упростить бюджетный процесс за счет сокращения одного чтения основного финансового документа в Думе.

    В отличие от президентского Послания Федеральному Собранию, которое лишь задает векторы развития, Бюджетное послание по своей специфике носит более конкретный характер и представляет собой нечто вроде задачника для правительства, который ему необходимо прорешать в течение года. Правда, на сей раз исполнение этого документа не загнано в столь жесткие рамки, хотя ряд положений и отнесены на 2005 год.

    Бюджетное послание разбито на шесть разделов. Направленность документу задает глава "Основные проблемы, требующие решения". Именно с ней и "борются" все последующие разделы документа и особенно - "Основные задачи бюджетной политики на 2006 год и среднесрочную перспективу". Всего их девять. Прежде всего речь идет о бюджетном процессе: разграничении текущих и вновь принимаемых расходных обязательств, оценке эффективности вновь включаемых расходов бюджета, применении программно-целевых методов при планировании расходов, формировании системы индикаторов работы министерств, модернизации рассмотрения бюджета.

    Как пояснил руководитель экспертного управления президента Аркадий Дворкович, бюджет, если его начинают править спустя два месяца после принятия, как это было в этом году, становится фактором нестабильности. От этого и пытаются уйти в Бюджетном послании. В том числе за счет вышесказанного. Чтение бюджета в Думе начиная с 2007 года будет проходить в три, а не в четыре этапа. И самым главным станет первое, в ходе которого будут определять не только основные параметры бюджета, но и уровень расходов. Во второй раз депутатам предстоит распределить уже принятые расходы по статьям, третье же чтение станет техническим - Дума будет рассматривать текстовые статьи бюджета.

    Отдельной строкой бюджетной политики отмечена необходимость совершенствования правовой базы исполнения судебных решений по искам к органам власти, а также принятия закона о госзакупках (это из разряда проблем, не решаемых годами), принятие которого, пусть и не напрямую, но должно, по мнению Дворковича, сыграть роль в уменьшении инфляции за счет создания условий для конкуренции.

    Ставит Бюджетное послание точку в одном из вопросов, споры вокруг которых в последнее время разгорались нешуточные. Речь прежде всего идет о Стабилизационном фонде, использовать который в отличие от прошлого раза президент "разрешает" только по своему непосредственному назначению - для накопления денег и на выплату внешнего долга. Даже дефицит Пенсионного фонда, как это было в 2004 году, не будет покрываться из средств Стабфонда. Как пояснил Аркадий Дворкович, поскольку была увеличена так называемая цена отсечения (если нефтяные цены превышают этот показатель, все доходы отправляются в Стабфонд), проспонсировать Пенсионный фонд может себе позволить и госбюджет за счет дополнительных доходов.

    Впрочем, две другие проблемы, о которых много говорили в последнее время, президент лишь предлагает решить - например, сформировать механизмы привлечения частного капитала к осуществлению важных инфраструктурных проектов. Следует ли правительству и дальше предлагать по этому случаю создавать инвестиционный фонд и пытаться развивать государственно-частное партнерство (к слову, так четко и не определившись с тем, что это такое), или же эта идея так и останется идеей - в Послании не говорится.

    Как не говорится в Послании и о том, насколько должна быть снижена ставка НДС. Президент лишь декларирует необходимость ее унификации и уменьшения, не ставя никаких конкретных сроков. В правительстве же который месяц не могут договориться по этому поводу. Один подход заключается в том, что НДС надо довести до 13%, но здесь возникает опасность выпадения доходов. Другой предлагает установить размер НДС в 15,5 - 16%, но тогда могут подскочить цены на ряд товаров, в частности на медикаменты и детское питание. Однако, по мнению Аркадия Дворковича, этого можно избежать с помощью стимулирования конкуренции, а также налогового администрирования, которому впервые в Бюджетном послании было уделено довольно много внимания, в том числе и наведению порядка в проведении налоговых проверок, разработки стандартов деятельности налоговых инспекций уже в 2005 году.

    Впрочем, "налоговая часть" Бюджетного послания в том или ином виде уже звучала из уст как самого президента, так и членов правительства. Во вчерашнем же документе ко всему уже сказанному добавились вполне конкретные указания по разработке и срокам принятия соответствующих законов. Например, в 2006 году Путин предлагает перейти к общему порядку принятия к вычету НДС при капстроительстве. А, как полагают в Кремле, в следующую думскую сессию может быть принят закон о концессиях, хотя он напрямую в Послании и не упоминается. Ожидают и скорого изменения Закона о налогообложении дивидендов. Их полная или частичная отмена должна стимулировать приход холдинговых компаний в Россию.

    Еще один раздел посвящен межбюджетным отношениям. "Вновь образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения", - говорит Путин в Послании, видимо, обращаясь к тем, кто считает, что начало действия 131-го Закона (о местном самоуправлении) должно быть перенесено. По словам Аркадия Дворковича, разграничить полномочия с муниципалитетами надо так, чтобы не получилось, как с реформой по замене льгот денежными выплатами.

    Поделиться