Новые правила утверждены постановлением правительства РФ N 310 от 18 мая 2005 года и вступают в силу с 1 июля 2005 года.
Официальные документы редко анонсируются чиновниками высокого ранга. Однако новые правила представил на вчерашней пресс-конференции заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк. По его словам, по новым правилам лицензирования в отрасли связи операторы будут делиться на местных, внутризоновых, междугородных и международных.
Операторов сотовой связи отнесут к зоновой связи - и, следовательно, звонок от местного оператора к сотовому будет тарифицироваться как зоновый. Проще говоря, с 1 июля за звонки с обычного телефона на сотовый придется звонить как по межгороду.
До сих пор оплата звонков с местного телефона на мобильный либо "укладывалась" в рамки абонентской платы, либо включалась в повременную оплату услуг по местным тарифам.
Сколько же придется платить? Правила конкретного ответа на этот вопрос не дают. Ясно лишь, что стоимость минуты для таких звонков будут устанавливаться Федеральной службой по тарифам. Правда, Борис Антонюк сообщил вчера, что минута разговора с "мобильным" абонентом, например, в пределах Москвы обойдется в 1,8 рубля.
"Секрет" нововведения раскрыл директор департамента мининформсвязи Виталий Слизень, заявив вчера, что на рынке произойдет справедливое перераспределение выручки. Надо полагать, от сотовых компаний к владельцам стационарной сети.
Уже вчера потребительские организации России занялись пристальным изучением новых правил и новаций с оплатой звонков с обычного телефона на мобильный. Сопредседатель Союза потребителей России Евгений Мясин сказал корреспонденту "РГ": "Мы плотно работали с этим документом на стадии его подготовки, давали свои замечания, но введение оплаты стало для нас неожиданным - этого в проекте правил не было". Его коллега по Союзу потребителей Петр Шелищ, являющийся также зампредом Комитета Госдумы по гражданскому уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, заявил вчера, что введение платы за подобные звонки может быть признано незаконным, поскольку эта мера противоречит норме Закона о связи, предусматривающей право выбора абонентом системы оплаты телефонных переговоров.
В остальном публикуемые сегодня правила содержат немного новаций. Они, например, прописывают порядок перехода телефонного номера к новому абоненту, купившему или получившему в наследство квартиру с телефоном. По новым правилам бывший владелец жилья утрачивает право пользования телефонным номером после перехода права собственности на жилье к другому человеку.
Еще одна любопытная деталь: правила предусматривают возможность входящего звонка на таксофон. (Такие звонки - обычная практика для Франции, США и других развитых стран). Как конкретно будет осуществляться подобная связь, пока не вполне понятно. Но, во всяком случае, на телефонных будках должна появиться информация вплоть до указания, где можно приобрести талоны или жетоны для разговора.
Новые правила обязали операторов связи бесплатно и круглосуточно выдавать некоторые справки. Например, оператор, работающий в пределах одного муниципального образования, должен предоставлять информацию о номере абонента местной сети (причем и физических лиц, и организаций) и о местном времени. Кроме того, через местного оператора круглосуточно и бесплатно можно будет вызвать специалистов для ремонта телефонной сети. Если оператор работает в пределах субъекта Федерации, он обязан дать вам справку о кодах городов и принять информацию о технической неисправности. Общероссийский оператор сообщает междугородние и международные коды, тарифы на связь, разницу во времени между вашим городом и городом, куда вы собираетесь звонить. Как и раньше, все подключаемое к телефонной сети оборудование должно иметь документы, подтверждающие соответствие установленным в РФ требованиям.
Претензии к качеству услуг по-прежнему принимаются в течение 6 месяцев с момента возникновения конфликта, а отвечать на них оператор обязан в письменном виде не позднее чем через 60 дней. Прежде чем обращаться в суд, абонент обязательно должен попытаться решить проблему, подав жалобу оператору. К жалобе должны прилагаться документы (счета, справки о причинении ущерба), которые могут помочь оператору разобраться в сути дела.