Александр Чепуров | Чудеса начались, еще когда мы готовились к реставрации. Очищая от штукатурки потолок второй императорской ложи, расположенной у сцены, мы обнаружили фрагмент давней купольной росписи, сделанной во времена Марии Федоровны, супруги Александра III. Императрица повелела сделать ее в виде небесного свода с золочеными звездами. Очевидно, памятуя о романтическом берлинском театре, она желала видеть то же самое в Петербурге.
Реставраторы также обнаружили в стене под слоем штукатурки старинный кованый радиатор с необыкновенно красивыми ажурными вензелями. Самое интересное, что эта батарея оказалась действующей, по ней до сих пор исправно течет горячая вода.
Российская газета | Как знаток истории Александринки, вы остаетесь главным хранителем тайн и загадок театра. Многие из них - достояние архива театра.
Чепуров | Конечно, основным источником исторических подробностей прошлого является огромный архив и эти подробности чрезвычайно интересны. Поэтому мы замыслили создать музей Александринки, в котором вся ее славная и великая история будет представлена как можно более подробно.
РГ | А какие открытия особенно потрясли вас?
Чепуров | Их невероятно много! Например, готовясь к премьере "Ревизора", я нашел в нашем архиве режиссерский экземпляр пьесы с пометками автора - Николая Васильевича Гоголя. Эти пометки поразили и Валерия Фокина - репликами персонажей, уточнениями мизансцен, конкретными пожеланиями для господ актеров. Канонический текст гоголевской пьесы вдруг стал живым и осязаемым, что, несомненно, имело большое значение для постановки спектакля.
РГ | Чеховской "Чайке" на сцене Александринского театра вы посвятили целую книгу.
Чепуров | Много месяцев жизни в архиве ушло на то, чтобы описать редчайшие подробности постановок "Чайки".
РГ | Любопытно, а там есть данные о том, каков был гонорар автора пьесы или исполнителей?
Чепуров | Антон Павлович Чехов получил 583 рубля 85 копеек, а за вычетом гербового сбора - 582 рубля.
РГ | Не так уж много, кажется, по тем временам?
Чепуров | Да, ведь на тот момент дирекция театра еще не считала его маститым драматургом, да и торговаться Чехов не умел.
РГ | А были ли постоянные места, скажем у Пушкина? И известны ли они достоверно?
Чепуров | Александр Сергеевич обычно выкупал на сезон третью ложу первого яруса, правда, только на пьесы отечественных авторов. Гоголь выкупал билеты в девятый ряд. Федор Михайлович Достоевский тоже постоянно смотрел спектакли: в десятом ряду два крайних кресла у прохода оставляли для него. Все эти подробности хочется сделать достоянием публики, и надеюсь, что, когда у нас появится свой музей, это станет возможным. А пока с нетерпением жду, какие послания стопятидесятилетней давности откроются нам под пластами штукатурки в ближайшие месяцы.