На торжества прибыли также министр энергетики США Самуэль Бодман и высокопоставленные представители 30 стран, а также руководители компаний, участвующих в строительстве нефтепровода. Спецпредставитель президента России по международному энергетическому сотрудничеству Игорь Юсуфов из-за болезни не смог прилететь в Баку.
Строительные работы на БТД начались в апреле 2003 года. Для заполнения 1773-километрового трубопровода, проложенного по территории Азербайджана (449 км), Грузии (235 км) и Турции (1059 км) до нефтяного терминала Джейхан в Средиземном море, потребуется 10 миллионов баррелей нефти. Стоимость всего проекта строительства трубопровода составляет около 4 миллиардов долларов. Проектная пропускная мощность - 50 миллионов тонн нефти в год, или один миллион баррелей в сутки. Нефть будет поступать с месторождения "Азери-Чигар-Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспия. Поэтапное заполнение трубопровода по всему его маршруту может занять свыше шести месяцев, а погрузка нефти на первый танкер в Джейхане ожидается в четвертом квартале 2005 года.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев на церемонии заполнения нефтепровода БТД заявил: "Некоторые сомневаются в реализации этого проекта, некоторые пытались помешать, но не смогли этого сделать. Союзничество Азербайджана, Турции и Грузии, поддержка США всем региональным энергетическим проектам, деятельность ВР и других компаний дала возможность, чтобы мы эту легенду сделали реальностью".
Алиев также считает, что "двери для участия российских компаний в БТД остаются открытыми, ведь это коммерческий проект, хотя некоторые и пытались придать ему политический характер".
В Азербайджане не исключают возможность реверсирования нефтепровода Баку-Новороссийск, по которому сейчас азербайджанская нефть транспортируется на Черноморское побережье России. В этом случае часть российской нефти может транспортироваться по БТД в обход черноморских проливов.
В Москве неоднозначно воспринимают пуск нефтепровода БТД. Председатель Комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев заявил: "Совершенно очевидно, что этот проект рожден на свет по политическим, а не экономическим мотивам - для того, чтобы создать альтернативный устойчивый путь поступления на Запад энергоресурсов Каспийского региона в обход России, а также некоторых других государств, например, Ирана". Косачев отметил, что есть сомнения в том, хватит ли нефти для того, чтобы реально наполнить этот нефтепровод, поскольку 85 миллионов тонн в год - его проектная мощность - Азербайджан собственными возможностями не сможет закрыть.
Между тем
Российские аналитики считают, что открытие нефтепроекта позволит США и некоторым другим западным странам заявить о необходимости своего военного присутствия на пути его пролегания. Ведь территория, по которой проходит нефтепровод - это Азербайджан, Грузия и Турция, - не является стабильной на все сто процентов, и на этой теме будут активно играть США и другие западные державы с тем, чтобы их военное присутствие в этой зоне было усилено.