30 лет назад картина режиссера Андрона Кончаловского "Романс о влюбленных", где Евгений Киндинов сыграл главную роль, произвела настоящий фурор и заняла лидирующее место в советском прокате, завоевала ряд призов, в том числе Гран-при кинофестиваля в Карловых Варах.
Мы ходили смотреть "Романс о влюбленных" несколько раз, выстаивая длиннющие очереди в билетные кассы.
Сегодня исполнитель главной роли в культовом "Романсе о влюбленных", народный артист России, актер Евгений Киндинов по-прежнему работает во МХТ.
Мы встретились возле входа в Театр-студию "Табакерка". Годы изменили его внешность, но когда Киндинов улыбается, я узнаю в нем его героя. Он остался им, тем героем из "Романса". Только из той его "части, когда видеоряд вновь обретает краски"...
Российская газета | Как относитесь ко дню рождения?
Евгений Киндинов | Очень скромно. Отмечаю совсем узким кругом.
РГ | На этот раз не получится...
Киндинов | Но это дань профессии.
РГ | Вы ровесник Победы - сказалось это на вашей жизни?
Киндинов | Маму 9 Мая спас один прохожий. Увидел ее, направляющуюся на парад, и спросил: "Вы куда? Быстро - домой".
Мама была домохозяйкой. Папа - ретушером. В 50-е годы он ездил по стране, собирал фотографии, ретушировал их. Я видел эти снимки с изгибами, переломами.
РГ | ...Но он был и сторожем, я читала?
Киндинов | Это был такой "трюк". Мой старший брат женился, жили мы в коммуналке, а дворникам тогда полагалась жилплощадь. Папа и пошел в сторожа.
Сестра стала актрисой, брат - электронщик, живет в Зеленограде.
РГ | И в школе были артистами?
Киндинов | Мы - коренные москвичи, родились в центре, на Смоленской площади. Парень я был хулиганистый, бывало, и с носом разбитым домой приходил. А родители, стало быть, решили меня приструнить, привели в районный Дом пионеров и "сдали" в театральный кружок, под присмотр занимавшейся там старшей сестры. По крайней мере даже после школы театр не входил в мои жизненные планы. Я любил географию, собирал марки, самостоятельно изучал английский язык. Меня тянуло к романтике - хотел стать путешественником или журналистом. Но оказался в Школе-студии МХАТ, которую успешно окончил.
РГ | Потом был МХАТ или еще и другие театры?
Киндинов | В трудовой книжке у меня одна-единственная запись: "актер МХАТа". Но, конечно, были и спектакли в других театрах, съемки в кино.
РГ | Помните первую роль в кино?
Киндинов | Конечно! Была такая замечательная работа Саввы Кулиша с Донатасом Банионисом в главной роли - "Мертвый сезон". Героя Баниониса поздно ночью встречают на родной земле близкие, друзья. Вот в этой массовке я и снялся впервые.
РГ | Фильм "Романс о влюбленных" стал авангардным в советском кинематографе. На таких картинах молодежь постигала нелегкую науку любить и прощать... Потом пришла расплата за популярность?
Киндинов | Расплаты особой не было. Картина была трудной с точки зрения технологии. Роль в этом фильме требовала от меня на тот момент больше сил и мастерства, чем у меня было. Сегодня нужно органически выучить текст и прочесть его перед спрятанной камерой, а тогда все было по-другому.
Мы отсняли много материала. Да и по фактуре роль была необычной. "Романс о влюбленных" - не драма и не мелодрама. Женя Григорьев написал такой сценарий, за который никто не брался: не знали, как подступиться.
Наша победа, а это было именно так, добыта потом и кровью. Во многом фильм "Романс о влюбленных" был экспериментальным. Впервые, например, в кино герои заговорили "белым стихом". Впервые были показаны довольно откровенные любовные сцены, о чем тогда и думать не могли.
Требования Андрея Сергеевича Кончаловского были очень высокими. Но мне помогало то, что рядом со мной работали потрясающие партнеры: Иннокентий Смоктуновский, Ирина Купченко, Ия Савина, Леночка Коренева, Александр Збруев. В результате вышел двухсерийный, большой фильм.
"Романс о влюбленных" стал очень важным этапом в моей актерской судьбе, давшим мне не только огромную популярность, но и бесценный опыт.
...После "Романса о влюбленных", когда Киндинов приходил на "Мосфильм", ему сразу говорили: "Зайдите, пожалуйста, в отдел переписки". А там вручали целую гору писем - ну просто мешки. В основном, конечно, это были послания вроде "Давайте познакомимся", "Вышлите фотокарточку", "Пришлите автограф". Или: "Вот мой телефон", "Мои фотографии: фас и профиль"... Но писали и те, кого судьба героя Киндинова затронула гораздо больше, нежели желание просто познакомиться с популярным артистом.
РГ | Актриса Елена Коренева, которую привела мама за руку на съемочную площадку, сыграв главную роль, за это время, помимо работы в кино и театре, выпустила две биографические книги, последняя из которых "Нет - Ленка". С Кореневой после съемок общались?
Киндинов | Она замечательная актриса. У нее нервная структура, вспыльчивость ее уникальная, хрупкая, переливчатая. Но не общались.
РГ | Сегодня она не востребована в профессии - пишет книги...
Киндинов | Мне повезло больше. Я всегда был, есть и буду театральным актером. В 70-е годы я снимался много.
РГ | Недавно я встречалась с художником Диодоровым и его женой, поэтессой Кариной Филипповой. Они рассказали, что у вас долго - 18 лет - не было детей, и посоветовали они вашей жене искупаться в одном целебном источнике, после чего она родила.
Киндинов | Это замечательное местечко на Держе. Мы с Галей действительно в источнике купались, и после этого через 10 месяцев она родила дочку.
РГ | Даша - поздний ребенок. Не возникло в связи с этим проблем?
Киндинов | Да нет, это замечательно. Во-первых, она желанный ребенок. А это сказывается на психике, на настроении ребенка. Это раз. А потом я массу книжек всяких интересных на тему воспитания детей прочитал. То есть очень серьезно к этому отнесся.
РГ | Поздние дети, говорят, вырастают эгоистами.
Киндинов | Поздние дети очень способные и талантливые. Меня спрашивает дочка: "Папа, знаешь, что мне больше всего в жизни нравится? Когда у человека глаза блестят".
РГ | Дочка замуж вышла?
Киндинов | Нет. Она на 3-м курсе МГИМО.
РГ | Где вы познакомились со своей женой?
Киндинов | Вместе учились.
РГ | Как удалось сохранить брак, ведь вы были секс-символом страны? Девушки дежурили возле вашего дома.
Киндинов | Но некая доминанта, значит, была в наших отношениях. Что-то было серьезнее, чем внешняя впечатлительность.
РГ | В работе у вас одно время был простой, и вы даже таксистом работали...
Киндинов | Я таксистом не работал. Я "бомбил". У меня был старенький "Москвич".
РГ | А сейчас на чем ездите?
Киндинов
На "Шкоде".
РГ | На дачу?
Киндинов | Если можно назвать так деревянный домик недалеко от Москвы. Еще в советское время дали мне участок рядом с участком Жени Евстигнеева. Я поставил деревянный домик. Но редко там бываю. Некогда. Люблю ездить. Люблю море. Дочке дача не нужна.
РГ | Вы во МХТ,которым руководит Олег Павлович Табаков, занимаете высокую должность - заведующий труппой. Каковы ваши обязанности?
Киндинов | Чтобы талант молодых артистов не остался втуне, им надо помогать. Смотрю их спектакли. У нас замечательная, талантливая молодежь. Я курс во ВГИКе выпустил, занимался профессионально с молодыми 4 года.
РГ | Во время раздела МХАТа вы остались с Олегом Ефремовым - почему?
Киндинов | Я сделал с Ефремовым много спектаклей и очень уважал его авторитет.
Сегодня много антреприз. Нужен театр - сделали на лето. Но я сторонник репертуарного театра: только в таком театре может воспитаться профессионал. За антрепризу берутся, чтобы заработать деньги. У меня тревога по поводу антреприз, которые порождают дилетантизм. Я имею в виду и режиссуру: поставил пару скандальных спектаклей - и уже тоже звезда. Так легко навешивается этот титул. "Звезды" - это терминология зрителей и журналистов. В свое время Олег Даль сказал мне замечательные слова: "Терпеть не могу некоторых своих коллег, которые, отыграв большую серьезную роль в театре, еще несколько дней ходят с неким туманом в глазах. Я бы для таких повесил объявление: "Уходя со сцены, не забудь выйти из образа". Я, например, нисколько не комплексую по поводу того, что перестал мелькать в телевизоре.
РГ | Вы работали вместе с Олегом Далем. Хорошо его знали?
Киндинов | С Далем было две картины - "Приключение принца Флоризеля" и "Золотая мина" в Ленинграде. Я его считаю очень интересным партнером, незаурядным актером. Мы знаем его по киноработам, а это десятая часть его творчества. Он мечтал о сольной программе.
РГ | У вас к телевидению отрицательное отношение не изменилось?
Киндинов | Нет. Смотрю только каналы "Культура" и "Спорт". Я болельщик. Когда-то занимался баскетболом, был чемпионом Москвы среди подростков.
РГ | У вас менялось актерское амплуа?
Киндинов | В кино играл любовников, убийц (сериал о резиденте)... Я любил характерные роли. Но больше всего жалею о всеядности.
РГ | Несбывшееся в профессии?
Киндинов | Много. Ничего из Шекспира не сыграл. Завидовал Смоктуновскому в этом плане.
РГ | С кем еще работали?
Киндинов | С Ефремовым, Эфросом, Чхеидзе, Табаковым, Васильевым... Из киношников - с Петром Тодоровским. Мне дороги два "Романса" - Кончаловского и Тодоровского.
Помню, на главную роль в "Городском романсе" я прошел фотопробы. Мне сказали, что все нормально, а потом все переиграли - взяли Виталия Соломина. Через некоторое время раздается звонок: Петр Ефимович хочет со мной встретиться, и он попросил меня вернуться...Правда, с Соломиным отношения разладились.
РГ | А когда вас вот так обходят - как вы к этому относитесь?
Киндинов | Спокойно. С ролью в "Романсе о влюбленных" тоже так было. Кончаловский меня пробовал на роль хоккеиста, который появлялся только во второй серии. Ну и ладно. Я пошел к Митте, который меня утвердил в картине "Москва - любовь моя". А потом Кончаловский снова стал пробовать меня...
РГ | Друзей много?
Киндинов | Нет.
РГ | А о чем на кухне вечерами судачите?
Киндинов | Поем с дочкой. На два голоса, вечерком, украинские песни: "Месяц на небе..." Актрисой быть она не захотела. Я не навязывал ей мою дорожку. Она яблочко, которое далеко упало от яблони...