Кудрин предложил деньги на инвестиционные проекты

Теперь на каждом заседании будет обсуждаться практическая реализация 1 из 15 поручений президента. Честь открывать подобное мероприятие выпала вчера заместителю главы минфина Сергею Шаталову, который доложил о совершенствовании налогового администрирования в части налогообложения на наследуемое имущество. "Мы и далее будем руководствоваться этой договоренностью, чтобы главы ведомств чувствовали свою ответственность", - не давал расслабиться министрам Фрадков. Но чувства чувствами, а за министрами нужен глаз да глаз, и без жесткого контроля за выполнением графика, конечно же, никак не обойтись. Поэтому у министров появится и главный контролер - аппарат правительства.

Под пристальными взглядами участников заседания, пытавшихся в полной мере ощутить всю возложенную на них за последние дни ответственность, замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что, собственно, законопроект о налоге на наследование и дарение находится в Госдуме. Более того, в 2004 году он уже был принят в первом чтении. В июне депутаты готовы принять этот законопроект во втором чтении с учетом отмены налога на наследование. При этом Шаталов заметил, что сейчас необходимо лишь определиться с налогообложением имущества, переходящего в порядке дарения. То есть с кругом лиц, которые будут платить этот налог. В частности, предстоит решить вопрос, будет ли взиматься налог при дарении между близкими родственниками. Необходимо определить круг сделок, облагаемых налогом на дарение. На поставленные вопросы Шаталов предложил, как при тестировании, выбрать единственно верный из нескольких предложенных вариантов. Первый - будут облагаться все сделки по дарению. Второй - сделки, подлежащие нотариальному заверению. Третий, который финансисты считают наиболее правильным, - будут облагаться сделки, подлежащие регистрации. "В общем, в течение недели дадим ответ на этот вопрос", - пообещал Шаталов.

Но Михаил Фрадков явно не был готов к подобному повороту событий, ведь несколькими минутами раньше он говорил о повышении исполнительской дисциплины. А тут неделя на раздумье.

- Не надо создавать лишнего информационного шума, - сказал премьер Шаталову. - Завершайте завтра и вносите.

Не оставил премьер минфину и время на доработку законопроекта по налоговому администрированию, несмотря на то, что согласовать его с предпринимателями было довольно сложно.

- От бизнеса был острый вопрос по повторным проверкам. Как его решили? - спросил он у замминистра.

- Мы выбрали конструкцию, в которой повторные проверки крупнейших налогоплательщиков будут проводиться только по решению руководителя Федеральной налоговой службы, а функция контроля возложена на министра финансов.

Фрадков выслушал пояснения Шаталова и добавил, что неплохо было бы прописать, что при такой конструкции не должна сниматься ответственность с руководителя ФНС. "Согласование разделяет ответственность, но не переносит ее на министра финансов, - заметил он. - А снимать ответственность с руководителя ФНС было не совсем корректно".

- Справедливо, - уже тише добавил Шаталов.

- Алексей Леонидович, правильно? - не отставал премьер. - Конструкция, по которой решение о повторной проверке принимает руководитель ФНС по согласованию с министром финансов, позволяет при решении неординарных вопросов согласовывать свои действия с главой финансового ведомства?

Кудрин согласился. Впрочем, это неудивительно, именно подобную позицию отстаивал министр финансов. В итоге правительство решило в трехдневный срок внести в Госдуму поправки в первую часть Налогового кодекса, упорядочивающие режим налоговых проверок.

Вчера же Алексей Кудрин нашел деньги и для наполнения детища Германа Грефа - Инвестиционного фонда. Пока минэкономразвития предлагало правительству создать специализированный фонд, из которого будут финансироваться проекты общегосударственного значения, главный финансист, не отвергая саму идею, предлагал своему коллеге поискать в бюджете места, где деньги лежат. Греф ищет, а Кудрин уже нашел, и немало -

2,1 млрд. долларов. Правда, не на всю эту сумму можно рассчитывать при инвестициях, поскольку она значительно уменьшится из-за перевода в сирийскую национальную валюту. Кудрин пояснил, что эти средства можно использовать для осуществления поставок сирийских товаров или для инвестирования в проекты на сирийской территории.

По сути, это вторая часть так называемого сирийского долга. Общая сумма задолженности, образовавшаяся у Сирии перед Россией по ранее предоставленным СССР кредитам, составила 14 миллиардов 550 миллионов долларов. Из этой суммы были вычтены встречные претензии сирийской стороны по клиринговым операциям на сумму 1 миллиард 150 миллионов. В результате стороны согласились с тем, что окончательная сумма долга Сирии перед нашей страной составляет 13 миллиардов 450 миллионов. Министр финансов предложил вчера предоставить 73-процентную скидку сирийской стороне. В результате сумма долга перед Россией сократится до 3,6 миллиарда долларов, которые будут погашаться равными платежами в течение 10 лет начиная с 1 июля 2005 года. Из этой суммы задолженности сирийская сторона выплатит России в валюте 1,5 миллиарда долларов ежегодными платежами по 150 миллионов, которые, по словам Кудрина, могут направляться на непроцентные расходы.

- Сколько составит в рублях или долларах вторая часть долга? - поинтересовался вице-премьер Александр Жуков.

- В Сирии несколько курсов, но если бы мы продавали их на рынке, то получили бы 800 миллионов долларов, - заметил Кудрин.

Но Фрадкова и Жукова не покидали сомнения в том, насколько просчитана эффективность инвестиций в сирийскую экономику или закупок сирийских товаров.

- Есть ли конкретные инвестиционные проекты? Варианты просчитывали? - сыпал вопросами премьер. - Единственное, где не надо считать эффективность, - это поставки хлопка и нефти.

- Список проектов представлялся сирийской стороной, - окончательно растерявшись, пытался рассказать Кудрин. - Они готовы давать гарантии по коммерческим и политическим рискам.

На помощь главному финансисту пришел Виктор Христенко, заметив, что конкретные проекты можно назвать по тем отраслям, которые представляют наибольший интерес для России на территории Сирии - инвестиции в освоение нефтегазовых месторождений и в строительство трубопроводов. Коллег поддержал и Греф, предупредив, что в случае закупок сирийских товаров могут возникнуть проблемы с их дальнейшим сбытом. Однако при этом, по его словам, для России было бы важным и экономически эффективным добиться возможности инвестирования средств сирийского долга в инфраструктурные проекты в сирийской экономике, в первую очередь в сфере энергетики и телекоммуникаций.

- Согласны с дополнениями? - спросил Фрадков Кудрина.

- Да, - поспешно и тихо ответил главный финансист.