27.05.2005 01:49
    Поделиться

    Саранская студентка спит четыре года

    Елена Григорьевна растила Машу одна. Волевая по характеру, женщина и дочь воспитала такой же. По словам подруг, Маша выделялась смелостью, последнее слово всегда оставалось за ней. После успешного окончания школы, девушка поступила на юридический факультет. Но успела закончить лишь первый курс и сдать пару экзаменов.

    Все началось с обычного недомогания. Длительная простуда переросла в сильные головные боли. К врачам обратились, когда появилась высокая температура, а боли стали просто нестерпимыми.

    - Мордовские медики предположили, что у Маши опухоль мозга, и возможно, злокачественная, - рассказала мама. - Мы взяли направление в Москву. Маша еще сама передвигалась. В институте имени Бурденко ей поставили диагноз - "энцефалит", но почему-то даже московские медики сами не поверили в результат исследования. Также скептически отнеслись к диагнозу и республиканские врачи.

    Когда Маша уснула, ее друзья были в шоке.

    - Такая молодая, никогда особо и не болела, и вдруг такое, - вспоминает Ксения Наумова. - Мы вчетвером учились в одном классе и дружили, всегда ходили друг к другу в гости. Все случилось очень неожиданно. Буквально через несколько дней после нашей встречи я вдруг услышала про ее болезнь. Собрались с девчонками. Дома как всегда была Елена Григорьевна. А Маша уже не разговаривала. Она полусидела-полулежала в кресле. До сих пор не понимаю, как это могло произойти.

    Маша спала, и почти год ее продолжали лечить от какой-то неведомой болезни.

    И все это время близкие ей люди хватались даже за тонкую соломинку надежды. Они надеялись, что Машу могут спасти народные целители, бабушки-знахарки. Только в Пензу, к одной из них, Машу возили десять раз. Женщина принялась лечить "спящую красавицу" и заверила, что через полгода та проснется и заговорит. Но полгода прошли, за ними еще полгода, и еще. Жизнь, а вернее существование Маши, нисколько не изменилась. Не стало ей лучше и после ульяновской целительницы, ни после десятка других врачевателей. "Им только деньги подавай", - сетует Елена Григорьевна.

    Когда Маша была здоровой, то постоянно, почти каждую неделю, ездила к деду и бабушке в деревню Ульянка Ичалковского района. После того как близкие отчаялись дождаться "пробуждения", мама перевезла ее в родовое гнездо. В деревенском доме теперь два беспомощных человека - дедушка - инвалид войны и его внучка.

    Два раза в год Машу кладут в терапевтическое отделение 4-й Саранской городской больницы. Машина мама уверена: если бы заведующий отделением Николай Дорогов лечил ее дочку с начала заболевания, сейчас она была бы совершенно здоровой.

    Иногда Маша безмолвно плачет. Бывают минуты, когда она открывает глаза и даже, кажется, фокусирует взгляд и узнает близких. В такие мгновения мама рассказывает ей все новости, делится проблемами. Разговаривает она с дочкой и во время кормления. Увы, почти четыре года все общение сводится к монологу матери.

    - Я не знаю, что ей нравится, а что нет. И хочет ли вообще кушать. Ведь она всегда молчит. Глотает все, что даю. Мясо, колбасу разрезаю на маленькие кусочки. Иногда заметно, как Маша жует пищу.

    Для мамы она красивый любимый цветочек, который нужно постоянно подкармливать и поливать. Она радует родных только темными густыми волосами и длинными ресницами, как красивыми листиками. Безмолвное растение. И мать состояние своей дочери называет с медицинской точки зрения - "вегетативное".

    ...Сколько еще лет отведено Маше, не знает никто. Но родные и близкие уверены, что много.

    -Все гадалки с уверенностью только это и говорят, - вздыхает мать. - Встанет Маша или нет, теперь можно только на Господа Бога уповать.

    Был же случай, когда женщина проснулась после 4-летнего сна. Да мало ли что может случится. Я все энциклопедии прочитала. И ни в одной из них не было случая, чтобы при энцефалите так долго лежали...

    Николай Дорогов, который уже третий год лечит Машу, пояснил, что медики даже спустя четыре года после начала болезни не имеют единой точки зрения относительно причин случившегося. Сам же он почти уверен - у Маши герпетический энцефалит.

    - У нее глубокое поражение головного мозга. И сейчас Маша находится в вегетативном состоянии, - говорит врач. - За 20 лет практики я еще ни разу не встречал таких пациентов. Были и есть у нас больные в подобном состоянии, но гораздо старше по возрасту и перенесшие инсульты. Маша в этом плане ни с кем в сравнение не идет. Хотя динамика результата лечения вполне заметна: девушка стала более активна, открывает на голос глаза, направлено смотрит. При хорошем уходе она проживет столько же, сколько прожила бы, будучи совсем здоровой. Маша существует только благодаря маме.

    Близкие Маши готовятся отметить ее 22-летие. Они ждут этот день с надеждой и страхом. Проснется ли?

    Поделиться