Социологи гадают: как это обстоятельство повлияет на исход голосования? Женщины - это добрая половина 42 миллионов французских избирателей.
Кому будет по душе их доброе расположение: тем, кто призывает одобрить основной закон Евросоюза, или тем, кто добивается его провала? Вопрос не праздный. Накануне голосования, по данным опросов общественного мнения, почти 20 процентов французских избирателей так и не решили, как им голосовать. А этот процент широко перекрывает разрыв между сторонниками "да" и "нет".
Последние результаты опросов были опубликованы в пятницу. В субботу нельзя ни агитировать, ни сообщать данных о настроениях избирателей. Так вот эти самые данные сходились в одном: число тех, кто намеревался топить Евроконституцию, было больше, чем тех, кто решил ее спасать. Максимальный разрыв достигал 10 процентов. Но по некоторым опросам выходило, что полку сторонников Евроконституции прибыло, хотя и чуть-чуть. И, естественно, все взоры обратились на колеблющихся.
Принялись изыскивать "привходящие обстоятельства", которые могли бы повлиять на исход голосования.
Тут вспомним и о празднике Матери...
Другое "привходящее обстоятельство" - время закрытия избирательных участков. Их - почти 65 тысяч. Повсеместно они открылись в 8 часов утра. А вот закроются в разное время: везде - в 8 часов вечера, в Париже и Лионе - на два часа позже. Так решили власти. Прежде ничего подобного не случалось. Но опять же: в чью пользу будут эти два лишних часа в двух крупнейших городах Франции? Ответа никто не знает.
Ширак не произвел впечатления
И все-таки большинство моих собеседников высказывало мнение, что чаша весов склонится в пользу противников Евроконституции. Телевыступления президента Франции Жака Ширака, в том числе последнее, в четверг, и премьер-министра Жан-Пьера Раффарена не произвели впечатления. Они призывали французов проявить "историческую ответственность" и подтвердить "приверженность единству Европы". Для многих это - абстракция. Они считают, что власти что-то не договаривают, хитрят, пытаются их обмануть...
Наоборот, сторонники "нет" называют вполне реальные огрехи европейской интеграции, которую призвана ускорить Евроконституция. С цифрами в руках они доказывают, что политический "вес" Франции при принятии решений в расширяющейся Европе уменьшится, а значит, она утратит часть своего национального суверенитета. На такую позицию встал и отпрыск французской монархии - граф Парижский.
Левые ищут недостатки
Левые загибают пальцы, перечисляя невзгоды, которые несет рядовым французам объединение Европы: потеря рабочих мест в связи с переводом производства в менее развитые страны - члены ЕС, рост цен после введения единой европейской валюты - евро, урезание практически во всех европейских странах социальных благ, в том числе выплат по безработице, удлинение срока выхода на пенсию и так далее. Это - действенные доводы.
Контрпродуктивными оказались и призывы к французам проголосовать за Евроконституцию некоторых западноевропейских политиков, в частности канцлера ФРГ Герхарда Шредера и премьер-министра Испании Хосе Родригеса Сапатеро, специально приехавшего во Францию. Уж чего французы не переносят, так это когда их учат уму-разуму из-за рубежа. И совсем смехотворными выглядели агитационные потуги британских евродепутатов, хватавших за руки в Страсбурге французов на улице. Те только усмехались в ответ на уговоры сказать Евроконституции "да": "Посмотрим, что скажут британцы". А в Великобритании, как известно, особенно велико число "евроскептиков".
Кто понесет время ответственности
Из-за разницы во времени голосование уже состоялось в заморских территориях Франции. Результаты, естественно, не обнародованы. Но число воздержавшихся там было велико. Зато в метрополии голосование по предварительным оценкам проходило активно. Президент Франции Жак Ширак проголосовал по "месту службы" своей супруги Бернадет. Она - генеральная советница кантона Коррез. На избирательный участок президентская пара пришла утром. Президент был в строгом сером костюме, жена - в черно-белом. Злые языки утверждают: Жак Ширак - отнюдь не ревностный поборник основного закона Евросоюза, иначе он "пропустил" бы его через парламент, в обеих палатах которого у него прочное большинство. Жак Ширак же предпочел переложить "бремя ответственности" на плечи французов. Решение, что и говорить, рискованное.
В своих предвыборных комментариях французские газеты предсказывали провал на референдуме Евроконституции. "Если прогнозы сбудутся и конституция будет отвергнута, то разразится кризис на европейском уровне", - пишет в своем комментарии французское агентство АФП. Не дожидаясь результатов, французские политические деятели принялись обсуждать, что будет дальше. "Отец" Евроконституции, бывший президент Франции Валерии Жискар д Эстен, считает, что придется внести в ее текст изменения и вновь в конце года представить на суд французов. "Другого решения нет", - заявил он.
Комментарий |
Жан-Пьер Раффарен, премьер-министр Франции:
- То, что будет решаться 29 мая, не вопрос внутренней политики; не правительство будет наказано отрицательным ответом. На Францию будет смотреть весь мир, ожидая ответа на один вопрос: сможет ли Европа сделать шаг вперед, даст ли ей Франция зеленый свет или она должна будет остановиться на красный?
Жан-Мари Ле Пен, лидер французского "Национального фронта", депутат европарламента:
- Через 15 лет после крушения коммунизма мы воссоздаем такую же тяжеловесную искусственную конструкцию, к тому же подчиненную НАТО и открытую исламскому влиянию. Евросоюз в его нынешнем варианте похож на аморфную медузу: большой, но бессильный. Он играет деструктивную роль, поскольку разрушает самый главный "оживляющий" государственность элемент - нацию. Европа не является ни нацией, ни родиной и никогда ими не будет!