24.05.2005 04:00
Поделиться

Президент в бюджетном послании поставил точку в спорах вокруг Стабфонда

Отметив в качестве главного достижения бюджетной политики последних лет пресловутую макроэкономическую стабильность, послание тут же покритиковало правительство за недопустимую инфляцию, хотя первое вроде как не очень сочетается со вторым.

Так уж сложилось, что инфляция всегда и везде интегрированный показатель слабости власти, какими бы объективными и конъюнктурными факторами она ни объяснялась. Вдвойне неприятно, что эта инфляция решает проблемы даже не нашего, а зарубежного печатного станка.

При этом достаточно неубедительны объяснения, что инфляция сегодня носит в основном немонетарный характер, что виновато повышение цен на регулируемые тарифы, действия естественных монополий и т.п. Спрашивается тогда, кто и как их регулирует? Например, рост тарифов на ЖКХ при существующей - и очевидно, не подвергаемой никакому реформированию - системе взаимоотношений коммунальщиков с естественными монополиями (поставщиками электроэнергии, тепла) - это, очевидно, бесконечный самоподдерживающийся процесс. Как можно говорить о какой-то экономии ресурсов, когда не делается даже самое элементарное - установка счетчиков воды и тепла.

Реформе межбюджетных отношений, разграничившей полномочия регионалов и центра, также немного досталось за несвоевременное выделение субвенций на делегированные федеральные полномочия.

В послании отмечен и ряд более мелких проблем. Сеть федеральных предприятий не сформирована, непонятно, что делать с теми федеральными учреждениями, функции которых признаны избыточными. Прогнозные планы приватизации не исполняются, система госзакупок не отлажена.

Какие же предлагаются решения? В послании выделены девять принципиальных позиций развития бюджетного процесса. Ряд из них традиционен и перешел еще с прошлого года. Это разделение действующих и вновь принимаемых расходных планов, ограничение последних некими приоритетными направлениями, а также более широкое применение методов программно-целевого планирования (БОР). Соответственно - формирование системы реальных и объективных индикаторов достижения администраторами бюджетных расходов поставленных целей и решения определенных задач.

Изюминка послания - это сохранение неприкосновенности Стабфонда, положившее конец дискуссиям. Он сможет использоваться только на погашение внешнего долга. Все прочие задачи использования нефтяных сверхдоходов решены в "цене отсечения", которая, напомним, вырастет с 20 до 27 долларов за баррель нефти. В текущем году средства Стабфонда направлялись на погашение дефицита Пенсионного фонда. В 2006 году потребности Пенсионного фонда заложены внутри цены отсечения нефти.

Таким образом, президент подтвердил свою принципиальную позицию, что бюджетные средства выделяться будут из тех денег, которые страна зарабатывает, а не из тех, которые падают с неба за счет благоприятной ситуации на внешних рынках в сфере энергоносителей. Но тем не менее проблема сохраняется. Желание держать средства Стабилизационного фонда в американских ценных бумагах, никоим образом не инвестируя их в отечественную экономику, а лишь иногда пуская их часть на выплату внешнего долга, при том что в теории является классической либеральной идеей, все же применительно к российским реалиям выглядит довольно двусмысленно.

Вторая идея - формирование механизмов привлечения частного капитала к решению инфраструктурных задач. Под такими проектами в первую очередь следует, очевидно, понимать сырьевые проекты, которые экономически невыгодно осваивать без привлечения иностранного капитала (например, освоение шельфа), совершенствование транспортной (особенно нефте- и газопроводной) системы, осуществление различных совместных программ государственными и частными инвесторами.

Следует ли правительству и дальше предлагать по этому случаю создавать инвестиционный фонд и как пытаться развивать государственно-частное партнерство, пока неясно. Что касается "инвестиционного фонда", то, судя по всему, в бюджете-2006 его не будет, во всяком случае послание о том молчит.

Третья идея - принимать бюджет теперь Дума будет в трех чтениях вместо четырех, третье же чтение станет техническим - Дума будет рассматривать текстовые статьи бюджета "последнего чтения", в котором "вылизывались" юридические формулировки. А самым главным станет первое, в ходе которого будут определять не только основные параметры бюджета, но и уровень расходов.

Если депутаты одобрят законопроекты, обеспечивающие выполнение послания, а министры претворят их в жизнь, то уже в этом году деятельность налоговых органов будет строго регламентирована, а верхний предел доходов для малого бизнеса, при котором возможно упрощенное налогообложение, будет повышен.

Продолжится снижение и унификации ставки НДС - тут президент поддержал премьера, настаивающего на доведении ставки этой до 13 процентов (правда, цифра в послании не называется). Предлагается также упростить вычеты НДС по капитальному строительству, поскольку действующий порядок, по которому НДС можно списывать только после ввода в эксплуатацию, сдерживает инвестиции и удорожает строительство. НИР и ОКР будут полностью включать в состав издержек и переносить в расчет прибыли убытки прошлых лет. Правительству надлежит продолжить работу по снижению либо отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, которое не производится и в ближайшей перспективе не планируется к производству в Российской Федерации.

Ожидается, что в следующую думскую сессию может быть принят закон о концессиях, хотя он напрямую в послании и не упоминается. Ожидают и скорого изменения Закона о налогообложении дивидендов. Их полная или частичная отмена должна стимулировать приход холдинговых компаний в Россию.

Из числа налоговых послаблений можно отметить предстоящую отмену налога на наследство. А также введение рассрочки по уплате налогов сроком до года.

В части администрирования предлагается ввести в какие-то нормативные рамки уже в 2005 году полномочия налоговых органов в части контрольных мероприятий. Это включает определение порядка проведения всех видов налоговых проверок, досудебного урегулирования налоговых споров, истребования документов, установление жестких максимальных сроков проведения проверок, а также ограничений по количеству проверок налогоплательщика в течение одного года.

Однако есть и ложка дегтя в этой бочке налогового меда. Это местный налог на недвижимость (по ее рыночной стоимости), что явно приведет к росту имущественных налогов с населения. Получается, что государство штрафует население за обустройство России, приобретение недвижимости здесь, тогда как недвижимость в офшоре и трата денег в борделе под это не попадают.

Иллюстрации: