Готовится второй закон о Калининградской особой экономической зоне, его проект внесен правительством на рассмотрение Государственной Думой РФ в начале мая текущего года. Напомним, старый Закон об ОЭЗ (Особой экономической зоне) в Калининградской области действовал с 1996 года и на сегодняшний день, по мнению калининградских властей, во многом исчерпал себя (часть его положений не соответствуют нынешнему Федеральному законодательству, устарели некоторые принципы стимуляции экономического роста).
Новый закон сулит серьезные преференции инвесторам, решившим работать в Калининградской области. Если бизнес-проект получает статус инвестиционного, а для этого он должен соответствовать целому ряду характеристик (инвестиции на территории области - не менее 150 миллионов рублей, деятельность внутри области и др.), то в течение шести лет инвестор полностью освобождается от налога на прибыль, а следующие 6 лет - платит его в размере 50 процентов. Кроме того, в течение первых шести лет предприятие также не платит налог на имущество, которое используется в рамках инвестиционного проекта и для производства товаров и услуг по нему. Эти нововведения сулят региону в ближайшее время резкое улучшение и без того достаточно привлекательного инвестиционного климата.
Но камнем преткновения для реализации столь масштабных планов в области является энергетика. Для обеспечения потребностей области в энергоресурсах с учетом ожидаемого роста промышленного производства необходимо в разы увеличить поставки электрической и тепловой энергии. В ноябре текущего года ожидается запуск первого блока Калининградской ТЭЦ-2, по плану оно обеспечит 60 процентов потребностей области в электроэнергии, а после пуска второго блока, суммарно к 2010 году - до 90 процентов спроса региона. Понятно, что для самой ТЭЦ-2 и будущих инвестиционных проектов необходимы новые энергоресурсы, поэтому областное руководство просит "Газпром" увеличить поставки газа в область. Но дипломатично объясняет это необходимостью обеспечения газом населения и муниципальных объектов.
Газ идет в Калининградскую область через Литву и Белоруссию по газопроводу "Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград". И такой географический маршрут приносит непростые последствия для России: торг по поводу транзитного тарифа и объемов газа, которые "Газпром" может поставить в данные республики, рычаг воздействия на российское руководство при решении дипломатических и политических вопросов. Более года назад Беларусь уже использовала этот рычаг при обсуждении газовых тарифов, но конфликт разрешился за несколько дней. Тогда калининградские власти всерьез забили тревогу: "перекрыв" доступ "голубого топлива" в Калининградскую область, соседняя республика поставила бы под вопрос энергетическую безопасность региона. Такая зависимость, по логике, заставляет область всерьез задуматься об альтернативных источниках энергии (мазуте, угле, поставках электричества или топлива из соседней Польши, или от частных поставщиков из той же Литвы, развитии нефтепереработки внутри региона и т.д.), но ее руководство продолжает настаивать на увеличении поставок газа.
Газопровод "Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград" согласно Федеральной целевой программе развития Калининградской области должен быть расширен к январю 2006 года с пропускной способностью 640 миллионов кубометров газа в год до 1050 миллионов кубометров. "Газпром" данные обязательства готов выполнить в срок. Но теперь областные власти просят увеличить поставки газа до 1200 - 1400 миллионов кубометров в год (то есть почти в два раза от нынешнего уровня). "Газпром" же оценивает дополнительные инвестиции для увеличения поставок до 1,2 миллиарда кубометров в год в сумму порядка 30 миллионов долларов. Напомним, речь идет о газопроводе, проходящем по территории других государств. И это только первая часть проблемы.
Выступая на парламентских слушаниях в Госдуме в конце минувшей недели, директор Департамента стратегического планирования "Газпрома" Сергей Панкратов сказал: "Ежегодные убытки, которые несет "Газпром", составляют около 4 миллионов долларов в год. Когда мы завершим расширение до 1050 миллионов кубометров, убытки возрастут до 8,4 миллиона долларов в год". По его словам, цены на газ, поставляемый в Калининградскую область, соответствуют десятому поясу России - уровню Ростовской области. "Не учитываются затраты на транзит, расширение газотранспортной системы", - сказал он. И "Газпром" совместно с губернатором Калининградской области обратился в правительство РФ с предложением выделить Калининградскую область в отдельную ценовую зону "для повышения цен на газ", чтобы при этом учитывались затраты "Газпрома", отметил Панкратов. Тем более, как он считает, дешевый российский газ будет использоваться в Калининградской области не только для нужд населения, но и для "производства экспортно-ориентированной продукции, ведь будет расти экспорт целлюлозы, электроэнергии. То есть инвесторы, которые в скором времени придут в регион, получат огромные преференции не только в налогообложении, но и в том, что смогут повышать конкурентоспособность своей продукции за счет дешевого газа. Делегация от Калининграда с такими доводами не согласилась.
Методы решения энергетической проблемы отдельно взятого российского региона при ближайшем рассмотрении являются показателем стратегии развития экономики России в целом. Позиция временщика, забывающего о том, что дешевый газ когда-нибудь закончится, приведет к энергокатаклизмам в будущем, равно как и отказ от поиска альтернативных источников энергии, укрепляющих российские, а не "соседские" позиции.
Впрочем, скорее всего разумное решение, которое обеспечит рост экономике не только на ближайшие 12 лет, но и на более долгую перспективу, до окончательного согласования и подписания нового федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" будет найдено.