Речь шла о благоустройстве города в целом. Но в конечном счете все свелось к дорожной проблеме. Во-первых, потому что в отличие от предыдущей отчетной сессии, которую проигнорировали члены правительства Татарстана, на этом форуме присутствовали вице-премьер РТ министр транспорта и дорожного хозяйства Швецов и другие руководители республики. А, значит, выдалась редкая возможность из первых уст получить ответы на набившие оскомину вопросы. Во-вторых, в преддверии тысячелетия Казани состояние столичных дорог достигло критической отметки.
По словам вице-мэра города Мансура Хафизова, виною тому – острый дефицит средств. В этом году в казанском бюджете на содержание дорог заложено 347 миллионов рублей. Это почти втрое меньше, чем требуется. На капитальный же ремонт городских автомагистралей нужно шесть миллиардов рублей. На эти нужды нет ни копейки. А ведь есть еще и недоремонт (шесть миллионов рублей). И все это в юбилейный год!
Республиканские власти решили поддержать столицу, выделив из бюджета Татарстана триста миллионов рублей на ремонт 32 трасс (более 700 тысяч квадратных метров покрытия), по которым будут возить гостей. На «безрыбье» – это целое состояние. Однако депутатов такой расклад не устроил.
– Что вы тут рапортуете? – возмутился Николай Рыбушкин. – Мы для гостей стараемся или для людей? Что будет сделано в городских поселках? Там живет треть казанцев – шестьсот тысяч человек. Налоги с них собираем, а дороги строим только на селе.
Солидарны с ним были и коллеги, выстроившиеся в очередь у микрофонов. Заявление Мансура Хафизова о том, что в этом году никакого ремонта дорог в поселках, за исключением ямочного, не будет, вызвало всеобщее негодование. Как же избирателям в глаза смотреть?
Даже мэр Казани Камиль Ихсаков, и тот вышел из себя.
– Надо честно сказать людям: из тех денег, что платите, на благоустройство дорог вы никогда ничего не получите, это ваша помощь селу, – обратился он к вице-премьеру РТ Владимиру Швецову.
– Не помощь селу, а деньги на развитие автомобильных дорог общего пользования, – невозмутимо заметил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ.
Швецов, как мог, утешал разбушевавшихся городских депутатов. Объяснял, что такая ситуация сложилась во всех регионах России. Главная причина – несовершенство нового Налогового кодекса, в частности, отмена так называемого оборотного налога. В итоге отрасль лишилась возможности не то чтобы развивать, а содержать в нормальном состоянии дорожную сеть. В год республика должна ремонтировать примерно десять процентов трасс общего пользования, а сможет в лучшем случае – половину. К тому же, если на ремонт одного квадратного метра федеральных трасс Россия выделяет 120 тысяч рублей, то Татарстан – на ремонт одного квадратного метра дорог общего пользования в состоянии отстегнуть только 50 тысяч рублей.
Пришлось вице-премьеру вступиться и за село. Дескать, там ситуация не лучше казанской: более полутора тысяч сельских населенных пунктов республики до сих пор не имеют подъездных дорог. Ну и, наконец, главный аргумент: по действующему законодательству достаточно четко определены источники финансирования содержания и ремонта федеральных трасс и дорог общего пользования. На внутригородские магистрали следует изыскивать средства в городском и районных бюджетах. Размотать этот клубок проблем можно будет лишь в том случае, если изменится ситуация в отрасли в целом. Но в этом году, считают специалисты, это произойдет едва ли – бюджет-2005 уже сверстан.
В итоге участники дискуссии сошлись во мнении, что пора искать другие источники финансирования. К примеру, кое-кто из депутатов вспомнил о доходах от продажи добываемого в республике «черного золота». Дескать, в год тысячелетия нефтяники могли бы и поделиться с Казанью. Была идея и покруче: сделать въезд в Казань платным для всех без исключения автомобилей, прежде всего, разумеется, для большегрузов. Но потом согласились с главой минтранса в том, что с помощью конфронтации проблему не решить.
Но как бы то ни было, факт остается фактом: миллениум Казань встретит с разбитыми дорогами. В полном порядке, скорее всего, будут лишь «гостевые» трассы, хотя… Как выяснилось, денег, выделенных на их благоустройство из республиканского бюджета, хватит только на замену дорожного покрытия. Это значит, что тротуары и светофоры даже на тридцати двух улицах, включенных в маршрут следования гостей, вероятно, останутся старыми.