Коммунисты через суд добиваются проведения референдума

Еще 9 апреля на собрании московской городской инициативной группы, в которую вошли представители левопатриотических сил, в том числе лидер "Родины" Дмитрий Рогозин и член этой же фракции в Госдуме Сергей Глазьев, был утвержден список из 17 вопросов, на которые, как предполагалось, должны были ответить граждане. Условно их можно разделить на три блока: политический, социальный и экономический. В частности, инициаторы референдума намеревались установить для всех россиян уровень доходов не ниже прожиточного минимума, отменить действие Жилищного кодекса, установить уровень оплаты услуг ЖКХ не выше 10 процентов от уровня доходов каждой отдельно взятой семьи, обеспечить россиянам бесплатное образование и так далее.

Однако Центризбирком признал 15 из 17 вопросов, предлагаемых коммунистами, не соответствующими законодательству. Наиболее распространенная формулировка отказа - вопросы затрагивают бюджетную сферу. А Закон о референдуме запрещает выносить на плебисцит темы о бюджете и налогах.

В принципе заседание могло завершиться в течение получаса. Представители ведомства Александра Вешнякова обратились к суду с ходатайством прекратить дело, поскольку истцы не в полной мере соблюли все тонкости нового законодательства о референдуме. Более половины заявителей не получали от инициативной группы полномочий на представление ее интересов в судебных инстанциях. Но суд оказался снисходительным к коммунистам, чем явно озадачил представителей ЦИК, которые, по-видимому, готовились к легкой победе.

Коммунисты, соблюдая партийную субординацию, право первого слова предоставили своему лидеру Геннадию Зюганову, который сразу же попытался взять суд самым святым и неоспоримым, что только может быть, - Конституцией России. "Вы все хорошо знаете, что единственным источником власти в стране является народ", - заявил Зюганов, отметив, что референдум - это высшее проявление власти. Он подробно говорил о текущей ситуации в стране, которую, по мнению левых, никак, кроме кризисной, не назовешь.

Но левые прекрасно понимают, что одними идейно-патриотическими речами суду ничего не докажешь, а пригласить свидетелей на это заседание они не удосужились.

При этом истцы не отрицают, что вопросы референдума действительно затрагивают бюджет. А это, как известно, запрещено новым законодательством. Потому, наверное, представители ЦИК за выступлениями оппонентов наблюдали с плохо скрываемым равнодушием и даже усталостью от идеологической пропаганды.

Коммунисты же рассчитывают на следующее заседание суда пригласить квалифицированный состав экспертов, которые попытаются доказать, что их инициативу Центризбирком загубил ни за что.