В докладе отмечается, что как развитые, так и развивающиеся страны оказались перед проблемой срочного проведения пенсионных реформ. Связано это с повышением роли женщин в структуре мировой рабочей силы, увеличением числа разводов, изменениями в структуре занятости в мировой экономике. Другими словами, с одной стороны, наблюдается рост работников, с другой - из-за повышения уровня жизни - недостаток этой численности для того, чтобы прокормить уже ушедших на пенсию людей. Немаловажную роль для проведения пенсионной реформы оказывает и рост дефицита бюджета, который не в состоянии поддерживать на достойном уровне жизнь пенсионеров.
Изначально проведение пенсионной реформы в ряде развитых стран было необходимо из-за краткосрочных бюджетных соображений, чтобы поддержать на плаву дорогостоящие системы государственного обеспечения. Долгосрочная же перспектива в пенсионном обеспечении стоит перед другой, но уже глобальной проблемой - старения населения и социальных изменений в мире.
Авторы доклада считают, что большинство государственных систем пенсионного обеспечения не были рассчитаны на выплату пособий в размере, который требуется сегодня, так как они не учитывали демографических и экономических изменений в мире. Поэтому поддержание на плаву нынешних пенсионных систем потребует в будущем либо сокращения госрасходов на здравоохранение и образование, либо существенного сокращения размеров пенсий для будущих поколений пожилых граждан.
При этом, отмечает Р.Хольцманн, поддержание дорогостоящих и нежизнеспособных систем пенсионного обеспечения за счет трансфертов из бюджета часто является причиной роста дефицита государственного бюджета. А это, в свою очередь, ухудшает макроэкономическую ситуацию в стране, особенно в случае экономического кризиса. Наиболее характерным примером можно считать Бразилию, где в 1998 году, когда дефицит бюджета составил всего 6 процентов ВВП, произошел серьезный кризис, раскрутивший за собой финансовые кризисы в Восточной Азии и России. При этом пенсионные издержки составили там две трети данного дефицита, или 4 процента ВВП.
Можно, конечно, сохранив практику бюджетных трансфертов, пойти и по пути повышения налоговых поступлений и не снижать при этом другие статьи бюджетных расходов. Однако повысить налоги довольно трудно, и правительства развивающихся стран предпочитают сокращать другие расходы, в первую очередь на здравоохранение и образование. Так, повышение расходов на пенсионное обеспечение вышедших на пенсии учителей оборачивается сокращением числа вновь нанятых на работу учителей. Так как происходит сокращение бюджетного ассигнования образования. В других случаях власти идут на то, что держат на работе пенсионеров для выплаты им зарплаты, так как у пенсионного фонда не хватает ресурсов для выплаты пенсий. А результат тот же - средств на найм новых учителей не остается.
Наиболее оптимальным вариантом пенсионной реформы, по мнению экспертов Всемирного банка, является создание многоуровневой системы, которая более приспособлена для снижения рисков. Важнейшим же элементом пенсионной реформы является заблаговременное обеспечение системы средствами и привлечение инвестиций на основе рыночных механизмов. Но при этом нельзя забывать и об ограничениях такого рода финансирования.
Многоуровневая система от Всемирного банка
1. "Нулевой уровень" - социальная пенсия, когда не предусматриваются никакие взносы.
2. "Первый уровень" - накопительная система, в рамках которой размер пенсий в той или иной степени привязан к уровню доходов и замещает их определенную долю.
3. Ообязательный "второй уровень" - личный сберегательный счет работника, который, однако, может принимать различные формы.
4. Добровольный "третий уровень" - множество вариантов: индивидуальный пенсионный план, средства, отчисляемые работодателями, установленный размер взноса или пособия.
5. Неофициальные отношения между членами семьи, то есть оказание финансовой или иной помощи родителям, в том числе оплата медицинского обслуживания и предоставление жилья.