В России ждали "списка" с особым чувством - в нем, согласно предварительной информации, могут фигурировать крупнейшие инвестиционные проекты с участием российского капитала. Однако президент вчера утром улетел в Казахстан, и с полудня источники в его окружении стали сигнализировать, что список могут и не огласить. Его и не огласили, зато г-н Ющенко, встретившись с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, подтвердил желание Украины строить единое экономическое пространство. Правда, в той версии, которая устраивает одну Украину, - не дальше создания зоны свободной торговли.
Напомним, что вчерашний день как крайнюю дату появления на свет пресловутого "списка" обозначил сам г-н Ющенко. Но "список", похоже, оказался тесно спаян с другой темой - нефтяным кризисом в стране. Спайка же "списка" и кризиса заключается в том, что в "списке" могут фигурировать российские нефтяные компании, которые премьер Украины Юлия Тимошенко обвинила в сговоре и в разжигании этого самого кризиса.
Выстроилась неприятная дилемма: чтобы ликвидировать кризис, надо договориться с нефтяниками (и власти приложили к этому массу усилий), но чтобы с ними договориться, надо отказаться от "списка", который есть едва ли не главное предвыборное обещание и который подкреплен предварительными решениями судов по ряду "неправедно приватизированных" объектов. Ситуация дополнительно осложняется тем, что Украина не в состоянии забрать пресловутые 29 объектов "списка" себе: для этого собственникам надо заплатить хоть какую-то компенсацию, а денег для этого в бюджете страны нет. Тогда на сцену явился вариант: предприятия остаются у собственников, но они должны доплатить в казну то, что недодали из-за происков режима прежнего президента г-на Кучмы, сросшегося якобы с российскими олигархами. Но идея о "доплате" вряд ли понравится нашим олигархам, которые среди прочего контролируют до 60 процентов нефтяного рынка Украины. Круг замкнулся.
Точку со "списком" вроде бы поставил сам г-н Ющенко, который "окончательно" (насколько это возможно в нынешней Украине) сообщил о его наличии и обозначил дату его появления вчерашним числом. Но тут же вопрос "списка" вышел в другую плоскость. Поскольку г-жа Тимошенко продолжает настаивать, что "списка" не существует, встал вопрос, насколько президент доверяет своему премьеру. На публике стороны активно опровергают слухи о "расколе команды". Но, как выясняется, на встрече с российскими нефтяниками (по ее итогам было объявлено, что топливный кризис в стране преодолен) президент ругал премьера, якобы даже назвал ее радикалом и предложил уйти из правительства. По крайней мере, так передали слова президента некоторые участники встречи. Быть может, советник украинского президента Борис Немцов просто повторил слова своего патрона, когда также назвал г-жу Тимошенко "радикалом" и "врагом украинской государственности". Интересно, что он поспешил взять свои слова назад (якобы журналисты подслушали какие-то "кухонные разговоры" и выдали их за позицию г-на Немцова), но, опровергнув сам себя, тут же назвал премьера "атомной бомбой" в том смысле, что есть мирный атом, а есть не очень.
Злосчастный "список" вряд ли будет оглашен даже и сегодня, коли власти не определились по другим ключевым вопросам, например, о том, как слезть с российской нефтяной иглы. Одни говорят, что надо строить "национальные НПЗ", другие настаивают на дружбе с россиянами, третьи толкуют о привлечении западных инвестиций.
Наблюдатели сходятся на том, что украинским властям стоило бы трезвее взвешивать свои силы и не брать на себя обязательств "разобраться" с теми или иными сложнейшими проблемами к строго определенному дню. Жизнь богаче планов, которые так хорошо смотрелись в декабрьском Киеве - на майдане.