01.06.2005 00:00
    Поделиться

    Большой театр "помирился" с Госдумой

    Вчера на коллегии Федерального агентства по культуре и кинематографии говорили о судьбе Большого театра России

    Столь благостный финал назрел после острой дискуссии, возникшей по ходу обсуждения отчетного доклада Иксанова и его коллег по художественному руководству - главного дирижера Большого театра Александра Ведерникова и руководителя балетной труппы Алексея Ратманского. В заседании коллегии, возглавляемой Михаилом Швыдким, принимали участие Валерий Гергиев, Олег Табаков, Мстислав Запашный, Елена Драпеко и другие.

    Очевидно, что нынешнее состояние крупнейшего театра России еще не достигло той идеальной фазы, которая позволила бы ему полноценно конкурировать с великими театрами мира, но оно радикально сдвинулось с тех "мертвых" позиций, на которых Большой театр, казалось, безнадежно увяз в последнее десятилетие. Пока в 90-е Мариинский театр под руководством Валерия Гергиева "прорубал окно в Европу", в Большом театре шли бесконечные кадровые войны и эксперименты отнюдь не художественного характера. Потери этого времени сейчас невосполнимы: лучшие солисты театра сделали себе карьеру на Западе. Но в последние годы театр смог по-новому позиционировать себя не просто в качестве музейного достояния великой культуры прошлого, но как живой коллектив, способный одновременно сохранить и академические традиции, и быть открытым современному творчеству.

    В нынешнем репертуаре театра, наладившем конвейер премьер - семь постановок в год, - 50 названий опер и балетов. В афише сохраняются и исторические постановки ХIХ века, и хореография ХХ века - Леонид Мясин, Юрий Григорович, появились единственные в мире постановки балетов Шостаковича и новейшая оперная партитура, написанная в XXI веке. По поводу последней - оперы Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина спор, не утихающий со дня премьеры, перекочевал и в зал Гнездниковского переулка, где заседала коллегия. Однако депутат Александр Фоменко, вновь обратившийся к теме "экскриментности" творчества Сорокина, поддержки в зале не нашел. Большой театр продолжит практику заказа новых партитур, принятую во всем мире, и надеется в ближайшем будущем поставить оперу Давида Тухманова о времени Екатерины II. Иксанов в своем выступлении подчеркнул, что для Большого театра важно и развитие репертуара, и привлечение в афишу крупнейших мировых имен. В последние сезоны в театре работали мэтры отечественной режиссуры Роберт Стуруа, Темур Чхеидзе, Эймунтас Някрошюс, а также лидеры западного театра - Франческа Замбелло, Джон Ноймайер, Петер Конвичный, Ролан Пети. В ближайшие дни состоится премьера "Мадам Баттерфляй" в постановке Роберта Уилсона. И если, по наблюдению Гергиева, в России из 50 ведущих певцов мира пока выступало не больше пятнадцати, то в области режиссуры сделан колоссальный рывок к уровню современного мирового театра.

    Гергиев считает, что проблемы у Большого и Мариинки общие - не только потому, что оба крупнейших театра одновременно закрываются на реконструкцию, что полностью меняет режим их творческой жизни, но и потому, что оба театра сталкиваются с проблемой неразвитого рынка русских певцов. Сегодня в Мариинке есть Академия молодых певцов, а Большой театр уже несколько лет организовывает открытые кастинги, позволяющие любому певцу из России получить шанс спеть в постановке театра. Однако это не решает проблему, поскольку лучшие исполнители продолжают уезжать на Запад.

    Козырем Большого театра на вчерашнем обсуждении оказалась экономическая стратегия, развернувшаяся в последние годы. Глава Попечительского совета профессор Константин Ремчуков застал четыре года назад абсурдную картину, когда в театре сидели 52 бухгалтера со счетами, а 2,5 млн. долларов выручки от билетов утекали в карманы спекулянтов. Эти деньги удалось направить в театр на зарплату артистам, создав новую, компьютеризированную систему продажи билетов. Самый сильный удар по спекулянтам нанесли, открыв кассу прямо под знаменитыми колоннами театра, в эпицентре спекулянтского бизнеса. Спонсоры, среди которых числятся крупнейшие российские и международные корпорации, вкладывают колоссальные средства в новые проекты театра. И уже в прошлом году эта материальная помощь составила 100 млн. рублей, а за пять месяцев нынешнего года - 74 млн. рублей.

    Депутат Драпеко, взволнованная экономической гигантоманией Большого и Мариинского театров, напомнила присутствующим, что эти "национальные достояния" финансируются отдельной строкой бюджета и получают самые большие средства от государства. Однако потрясений от спектаклей Большого театра ей испытать не удается. Свернув, было, на колею "детей Розенталя", Драпеко неожиданно завершила свою речь призывом заключить перемирие между Думой и Большим театром, за что и была расцелована Генеральным директором Большого театра троекратно.

    Коллегия единогласно решила поддержать нынешнее руководство театра и приняла соответствующую резолюцию.

    прямая речь

    РГ | Как вы относитесь к решению коллегии рекомендовать Анатолия Иксанова на новый срок работы в Большом?

    Александр Калягин | Творческая биография Анатолия Иксанова - доказательство тому, что талант, яркая одаренность необходимы директору точно так же, как и актеру, режиссеру и художнику, и что талант директора - явление не менее уникальное и ценное. Я рад, что этот всегда полный планов человек сегодня востребован и успешно работает в сфере искусства.

    Кирилл Лавров | Когда-то Анатолий Иксанов пришел в наш театр администратором и сразу поразил меня умом, уравновешенностью и знанием дела. Он резко отличался от старого типа администратора, находил новые методы работы и не случайно был отправлен на стажировку в США и Швейцарию. Приехав, он доказал, что стажировка не прошла даром: мы создали вместе благотворительный фонд БДТ, который успешно работает и сегодня.

    Поделиться